Компании

История окна и исторические типы окон

02.12.201012:59
Компания: Окнамедиа

Окно справедливо называют одним из важнейших конструктивных элементов здания. Но можно ли себе представить, что оно – ровесник колеса? Авторы статьи постарались описать, когда создавались отдельные части окна, как видоизменялась их конструкция и чем руководствовались архитекторы, выбирая конкретный тип окон.  

Каждый человек, наверняка, хоть раз в жизни задумывался, как, кем и когда был сделан первый оконный проём? Самое раннее упоминание об окне датируется II тысячелетием до нашей эры. Связано оно с древнесемитским мифом о подарке, преподнесенном верховным богом одному из непокорных второстепенных богов:

Бал Зевул, бог грома, огня и плодородия, (кстати сказать, прообраз Вельзевула – дьявола в библейской традиции) был силён, отважен и ловок. В некоторых умениях он конкурировал с Верховным Богом. За неумеренную гордыню Верховный Бог обязал его жить на Земле среди людей, для чего возвёл для него золотой замок с серебряными орнаментами. Кроме того, Верховный Бог сделал в стене замка окно.

Это был первый в истории цивилизации оконный проём, который получил названия: «око божье» (окно), «глаз ветра» (window). Человечество высоко оценило первое открытие окна, но средство защиты от агрессии внешней среды было найдено не сразу.

С исторической точки зрения, первое окно было дымоходом. Кстати, на северо-западе России и в Сибири до сих пор сохранились свидетельства существования этого периода в истории окна – бани, которые топятся по-чёрному. Окно в данном случае представляет собой обычную круглую дыру в потолке, прямо под которой сложена печь-каменка. Так как проём в крыше ничем кроме трубы не заделан, а лишь прикрыт ветошью от дождя, то он – единственный источник естественного освещения и проветривания. В конце 19 века в банях начали делать малюсенькие не открывающиеся (глухие) окна.

У некоторых народов оконный проём был совмещен с входной группой. Этот факт был запечатлён у Геродота в «Истории» в той её части, в которой он описывает Рифейские горы ( древнее название Уральских гор). Кстати сказать, даже сегодня пластиковую оконно-дверную конструкцию можно увидеть у некоторых народов Крайнего Севера – ханты, манси, ненцев и некоторых других. По своим внешним признакам она напоминает лаз, протиснуться в который можно, только встав на четвереньки. Вход не имеет ни двери, ни окна в привычном понимании этих слов. Он – закрыт растянутой шкурой оленя или медведя. Зимой, когда снег засыпает жилище по самую крышу, жители прокапывают ходы, ведущие из дома в дом. Именно столь необычный способ передвижения под снегом привлёк внимание древнегреческого историка.

Интересен тот факт, что даже в столь экзотических конструкциях, как окно-дымоход и окно-дверь, была продумана система ограждения помещения от влияния внешних факторов. Именно стремление защитить жилище от ветра, холода, солнца, дождя, шума определило всё дальнейшее совершенствование конструкции окна.  С развитием цивилизации человек освоил производство стекла и металла, деревопереработку и выделку кожи. Поэтому,если перешагнуть через тысячелетия, то можно увидеть бани в Помпеях – первое здание в истории мировой архитектуры, в окна которого (размером 0,9 х 1,2 м) было установлено стекло. Именно этот тип окна получил название «средиземноморского». Подобного рода окна можно увидеть в Испании, Греции, Болгарии и других странах.

В северных странах вплоть до сего дня можно увидеть такие ограждающие конструкции, которые появились в конце 7 века и получили название «волоковые окна».Такое окно включало: оконницу (оконный переплёт), вправленную в него на зиму окончину (стекло, бычий пузырь или брюшину), волок (задвижной ставень, расположенный со стороны помещения), оконные вставки (откосы) и ставни. Им защищали окнище (оконный проём).Таким образом, впервые были созданы деревянные окна, конструктивный принцип которого сохраняется неизменным и по сей день.

В средние века появились «венецианские» окна и «французские» окна и балконы. Двойные окна, разделённые колонной или пилястрой на две симметричные части, которые объединены общей аркой или треугольным фронтоном, впервые появилось на домах Венеции в 15 веке. Оно получило название «бифорий» от латинского слова biforium (двойной, двусторонний). Позже, в период Ренессанса, когда бифории, богато украшенные витражами, стали популярны во всей Европе, они получили название «венецианские» окна по месту их рождения архитекторов, впервые установивших их.

Накопление строительного опыта позволило архитекторам менять высоту строения и пропорции зданий. Если в конце 15 века самыми высокими были своды собора Санлисе (17 м), то в 16 веке началось строительство собора в Бовэ со сводами в 48 м высотой. Кстати сказать, это здание неоднократно разрушалось именно из-за чрезмерной высоты, но по сей день, французские архитекторы продолжают постоянно поддерживать целостность композиции собора, постоянно реконструируя эти гигантские конструкции.

Эксперименты шли не только в высоту, но и в ширину. Оконные проёмы занимали все большую поверхность стены. Практически полностью отказавшись от простых прямоугольных форм, французские архитекторы превратили оконные конструкции в настоящие произведения искусств: кружева каменных переплётов – одновременно прочностные элементы окна, гармонировали с огромными витражами. За основу создания оконных композиций был взят принцип многократного повторения двухчастного венецианского окна, но усовершенствованный и возведённый мастерами в ранг художественного приёма. Архитектурной вершиной стали окна собора Нотр-Дам в Реймсе (Франция), получившие название «французских». Сегодня французскими называют любые конструкции, чей световой проём больше обычного.   

В России большие окна не пользовались спросом вплоть до середины 19 века. Ситуация изменилась с изобретением русским инженером немецкого происхождения Францем Фридрихом Вильгельмом Сан-Галли (1824-1908) системы водяного отопления. Тепло стало доступно. Ради того, чтобы наглядно продемонстрировать это, автор за свой счёт выстроил в 1870-х гг. на Петровском острове «Колонию Сан-Галли» – несколько благоустроенных по его системе домов, предназначенных для сдачи в наем. Дома очень быстро стали модными и престижными апартаментами. Таким образом, этим экспериментом было доказано, что даже в северной стране с суровым климатом можно устанавливать окна с большим световым проёмом, если будет продумана система отопления и проветривания.

Двадцатый век вписал в историю окна самые яркие страницы. Об этом периоде, ведущих разработчиках, важнейших технологиях, инновационных решениях, которые умножили функциональность и эстетичность оконного проёма, читайте в статье: Двадцатый век – время новых прорывов в оконных технологиях.

Художниками всех времён и народов теме окна посвящено немало полотен, отражающих изменение оконных конструкций под веянием времени. Список имён знаменитостей художественного промысла, которые соприкасались с темой исторических типов окон бесконечен: Рембрандт, Рафаэль, Пикассо, Воровский, Тропинин, Каспар Фридрих, Редонто, Салентин, О,брайен, Леди Шалотт, Джефри. Блаас, Средин и многие другие. Некоторые картины представлены в тексте в качестве иллюстраций. Портал ОКНА МЕДИА благодарит создаталей художественной галлерени на тему: "Окна глазами художника".

Портал ОКНА МЕДИА подготовил для своих пользователей цикл полезных и интересных статей об окнах, которые будут еженедельно публиковаться. В них вы найдёте ответы на многие интересующие Вас вопросы, а также сможете подискутировать на нашем Форуме.

Также к Вашим услугам, как всегда систематически обновляющаяся, информация по  категориям:

- рейтинг компаний производителей окон - смотреть здесь

- цены на окна - смотреть здесь..

.

Комментарии (2)

Светлана08.09.2015

Очень не хватает подписей под картинами (художник, название, год создания). Это снижает общий уровень публикации, на мой взгляд.

Удалить комментарий
Удалить комментарий
Ответить на комментарий
Светлана
Войти с помощью
Имя
E-mail
Нужен для удаления комментария и получения ответов
Сообщение
Введите код, указанный на картинке
captcha
Я ознакомился и согласен с правилами сайта Окна Медиа

Редакция ОКНА МЕДИА09.09.2015

Уважаемая, Светлана, для всех, кого интересуют авторы картин, внизу стоит ссылка на электронную картинную галерею "Окна глазами художника".

Удалить комментарий
Удалить комментарий
Ответить на комментарий
Редакция ОКНА МЕДИА
Войти с помощью
Имя
E-mail
Нужен для удаления комментария и получения ответов
Сообщение
Введите код, указанный на картинке
captcha
Я ознакомился и согласен с правилами сайта Окна Медиа

Комментарий
Войти с помощью
Имя
E-mail
Нужен для удаления комментария и получения ответов
Сообщение
Введите код, указанный на картинке
captcha
Я ознакомился и согласен с правилами сайта Окна Медиа