Компании

Из истории стекла

26.04.200816:42
Компания: ОКНА МЕДИА
Стекло сопутствует человеку на всех этапах истории его развития. Началостеклоделия теряется в глубине веков и, постоянно развиваясь,продолжается до наших дней. Однако как это ни странно, в современнойнауке не существует ни единой теории строения стекла, ни единой теорииего происхождения. Излагаются лишь наиболее распространенныепредположения.

Наиболее ранняя теория происхождения стекла предложена Плинием Старшим(79 г. н.э.). «Существует предание, - пишет Плиний, - будто бы к устьюреки пристал корабль торговцев содой. Рассеявшись по берегу, ониготовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить подкотелки, они подложили куски соды; когда эти последние разогрелись исмешались с береговым песком, тогда потекли ручьи новой жидкости, что иявилось началом стекла».

В более поздние времена не раз предпринимались попытки воспроизвестиэтот опыт, но они оказались безуспешными. Так, "теория" Плиния - всеголишь легенда.

Есть теория, что рукотворное стекло было изобретено случайно, какпобочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделийпроисходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила соломаили тростник. Образующаяся при сгорании зола, то есть щелочь, привысокой температуре в контакте с песком давала стекловидную массу.Некоторые считают стекло побочным продуктом выплавления меди.

Самым древним из найденных на сегодня изделий из рукотворного стекласчитается светло-зеленая бусинка размером 9х5,5 мм, обнаруженная вокрестностях города Фивы - датируется 35 в. до н.э.

Но задолго до этого людям было известно так называемое природное стекло- материал, возникший в результате оплавления скальной породы приизвержении вулкана (обсидиан), ударе молнии или метеорита (тектит).Самая распространенная его разновидность - обсидиан, природноевулканическое стекло, из которого древний человек изготавливалразнообразные орудия. Но и в более поздний период развития человечестваобсидиан не был забыт, о чем говорит факт нахождения многочисленныхобсидиановых изделий на территории Египта.

Иногда считают, что природные стекла - обсидианы и тектиты - натолкнули человека на создание их искусственных аналогов.

Так или иначе, начало древнего стеклоделия восходит к середине Штысячелетия до н.э. и связано с цивилизациями в долинах Нила, Тигра иЭфрата, островом Крит и отдельными народами, например, финикийцами. ВЕгипте производство стекла достигло расцвета ко времени ХУШ династии(1560-1350 г.г. до н.э.), когда центром стеклоделия стала столица(Фивы). От этой эпохи до нас дошли стеклянный кувшин и бусина с именемфараона Тутмоса Ш. Бусы являются древнейшими предметами, целикомсделанными из стекла. Такие бусы носили представители царствующегодома, и они являлись не столько украшениями, сколько амулетами. Этобыли предметы роскоши, доступные только очень влиятельным исостоятельным людям.

Египтяне производили цветное стекло, тогда как в Месопотамиипредпочитали прозрачное. Первыми стеклянными изделиями были украшения -бусины, палочки, полоски. Однако уже в ХУ1 в. до н.э. в Месопотамиинаучились делать стеклянные вазы, их фрагменты найдены современнымиархеологами.

Примерно в то же время секретом производства полого стекла овладели вЕгипте. Египетские мастера помещали форму, сделанную из спрессованногопеска, в расплавленное стекло и поворачивали форму таким образом, чтостекло оседало на стенках формы. Затем форму со стеклом вынимали, песокудаляли, заготовку остужали и производили окончательную обработку. Донас дошли три вазы тех времен, на которых стоит имя фараона ТутмозисаIII (1594 - 1450 гг. до н.э.), который привел стекольщиков в Египет каквоеннопленных после удачной кампании в Азии.

Археологам удалось обнаружить и остатки древних стекольных мастерскихна восточном берегу Нила, работавших примерно 3400 лет назад. Тамсохранились тигли для варки стекла, по форме напоминающие маленькиебочки высотой 40 см и диаметром 27 см в широких местах и 23 см - вузких.

Позже стекло начали производить в Микенах (Греция), Китае и Индии. С Хвека до н.э. можно говорить о производстве стекла на Дальнем Востоке. Ас IX века до н.э. центром стеклоделия стала Александрия, откуда онораспространилось в Рим.

Древние стеклянные изделия обычно были окрашены в зеленоватый иликоричневатый цвет из-за примесей к стеклу. Особенно дорого ценилисьизделия из бесцветного стекла. Известно, что римский император Нерон(37-68 н.н. н.э.) зарлатил за две чаши из бесцветного стекла золотом,превышающим их вес.

Из цветных стекол научились изготавливать подделки под лрагоценныекамни. Эти подделки ценились наравне с драгоценностями из природныхкамней. Известно, что с древних времен камням-самоцветам приписывалисьчудодейственные свойства, которые помогают их обладателям. Так,считалось, что сапфир придает ясность мыслям и излечивает проказу;смарагд (изумруд) отгоняет дурные сны, отводит черные мысли иуспокаивает сердце; бирюза приносит счастье в любви; аметист смягчаетзлобу, обуздывает ветер и предохраняет от опьянения; бериллий - добрыйспутник странников и излечивает бельма; гранат или антракс даетносяшему его власть над людьми и будит любовные страсти: яшма исцеляетвсе болезни и так далее. Эти же свойства приписывались и цветнымстеклам. Уже в древнем Египте умели изготавливать цветные бусы вподражание многим драгоценным камням.

Прекрасные образцы стеклянных скарабеев (египетских священных жуков)хранятся в московском Музее изящных искусств имени Пушкина.

Первая "инструкция" по производству стекла датируется примерно 650 г.до н.э. Это таблички с указаниями, как делать стекло, находившиеся вбиблиотеке ассирийского царя Ашурбанипала (669 - 626 гг. до н.э.).

Большой переворот в стеклоделии произвело открытие метода выдуваниястекла. Это произошло в период между 27 г. до н.э. и 14 г. н.э.Нововведение приписывается сирийским мастерам, жившим в районеВавилона. Для выдувания стекла применялась тонкая металлическая трубка,мало изменившаяся с тех пор. Этот метод позволил существенноразнообразить формы стеклянных сосудов.

В 1 веке н.э. стеклоделие проникло из Египта в Италию и затемраспространилось по всей Римской империи. Рим становится крупнейшимцентром стеклоделия, возникают многочисленные мастерские в Испании,Галлии (современная Франция), Южной Бритпнии, Германии и по северномупобережью Черного моря на территории современной Украины.

В последнем веке до н.э. стеклоделие интенсивно развивалось в Римскойимперии. Именно римляне начали использовать стекло в архитектурныхцелях, особенно после открытия прозрачного стекла путем введения встекломассу оксида марганца (около 1 века до н.э. в Александрии).

На рубеже старой и новой эры в Риме появились первые стеклянные окна. Ихотя тогда они отличались плохими оптическими свойствами, они считалисьпризнаком роскоши. Цицерон говорил: "Беден тот, чье жилище не украшеностеклом".

С падением Западной Римской империи (476 г.) и возникновением на ееразвалинах варварских Германских государств стеклоделие в ЗападнойЕвропе приходит в упадок, а его центр перемещпется в новую столицу мираКонстантинополь.

Основав новую столицу в Византии, римский император Константин оченьзаботился об ее украшении и переселил туда ремесленников и художниковиз Рима, привлекая их различными льготами. Многие категорииремесленников, и стеклоделы (зеркальщики, мозаичники) в их числе, былиосвобождены от податей. Константинополь сохранял свое первенствующееположение в стеклоделии на протяжении многих веков. Особенно широкоизвестна византийская цветная мозаика, которой украшены многочисленныецеркви Италии и Греции. Эту мозаику называли просто "греческимстеклом".

В 607 году возникла Венеция, и там сразу же появились стекольныемастерские. С 1Х века Венеция начала конкурировать с Константинополем.Венецианские мастера разработали собственные секреты составов и методовизготовления стекол. Хорошо известны венецианская мозаика и витражи,украшающие церкви в самой Венеции и в Северной Италии. После взятияКонстантинополя крестоносцами (1204 г.) Венеция остается единственныммировым центром стеклоделия.

Венецианские купцы, плававшие по всему Средиземному морю, обеспечивалиитальянских мастеров секретами сирийского стекольного производства изнакомили итальянцев с традициями исламского искусства. Венецианскиестекольщики не имели себе равных в Европе. В это время венецианцызавезли из Константинополя бесценные образцы восточного стекла,завладев некоторыми важными тайнами ремесла. Власти хорошо понималиважность стекольного производства для города и устанавливалипротекционистские условия для местного стекла и одновременно защищалисекреты его изготовления (запрещался импорт стекла в Венецию,иностранным мастерам-стеклоделам не разрешалось работать в Венеции, асырье для изготовления стекла запрещалось вывозить за границу).

Венецианские мастера достигли высокого совершенства в изготовленииразличных украшений и сосудов. Венецианским изобретением являются"сосуды в сетке", вазы-диатрета, "венецианское стекло" обычнодекорировано золотом, цветными стеклянными нитями, мелкими пузырьками("мошкой"). Основной специальность стеклоделов было изготовлениеукрашений из цветного стекла - бус, бисера, искусственного жемчуга,поддельных драгоценностей и полудрагоценных камней. Особого вниманиязаслуживаюь подделки под медный авантюрин, яшму и агат как наиболеесложные в исполнении. Большой известностью пользовались венецианскиезеркала. Известно, что венецианский посланник поднес зеркало МарииМедичи в качестве свадебного подарка (1600 г.). Оно имело размеры всего14 х 16 см, но не имело цены.

В XV веке муранское стекло чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе.Венецианские дожи подносили изделия Мурано в качестве драгоценныхподарков важным персонам, посещавшим город. Современники искреннепоражались, что из стекла - малоценного, в сущности, материала -муранским мастерам удается создавать настоящие произведения искусства.

В XVI столетии слава муранского стекла становится поистине мировой. Егоприобретают повсюду как предмет роскоши. Творения муранских мастеровдостигают невероятной тонкости. В буквальном смысле слова. Сосудысмущают своей невесомостью, стеклянная масса поражает феноменальнойчистотой и прозрачностью. Изображения традиционной прозрачнойвенецианской посуды можно во множестве встретить на полотнахитальянских живописцев.

Уникальное мастерство и художественная изобретательность муранскихстеклоделов сказывались в исключительном разнообразии форм. Кувшины,графины, фляги, вазы, солонки, чаши, бокалы изготовлялись в Мурано вогромных количествах. Особой популярностью пользовались сосуды дляпитья в виде птиц, китов, тритонов и львов, колоколен и бочек иособенно - галер и гондол (эти маленькие стеклянные кораблики, посчастью, сохранились в музеях Западной Европы). Предметы из прозрачногои глушеного стекла декорировались обычно наваренными бесцветными илиокрашенными деталями: розетками, масками, выпуклостями в виде капель ипузырей; края сосудов делались волнистыми и изогнутыми. Нередко рольпричудливых и в то же время функциональных украшений выполняли птичьи извериные хвосты, лапы, крылья, гребешки...

Самым ходким товаром в эту пору были люстры, богато украшенныегроздьями, цветами и листьями, - незаменимая и необходимаяпринадлежность убранства времен Людовика XV.

Вплоть до XVIII века Сенат принципиально восставал против всякихзаграничных нововведений в области стеклоделия, стараясь сохранить вчистоте национальный характер венецианской стеклянной продукции.

Цены на венецианские изделия достинали эквивалента золота по весу.Мастер, принятый в цех стеклоделов, получал дворянское звание. Бракмежду таким мастером и дочерью знатного дворянина не считалсямезальянсом. Но стеклоделам было запрещено покидать пределыВенецианской Республики, а выдача профессиональной тайны караласьсмертью.

С развитием стеклоделия в городе участились пожары. Под этим предлогомв ХШ веке все стекольные мастерские были переведены на остров Мурано вдвух километрах от столицы. С того времени венецианское стекло сталоназываться "муранским", а этот остров до наших дней является символомвысококачественного стекла.

Но была и другая причина. По византийскому законодательству, "варварам"(иностранцам) запрещалось платить золотом за привозимые ими товары ипродавать им предметы роскоши: "чтобы соблазненные вкусом таковых нерешились бы с большой легкостью вторгаться в пределы государства".Эмбарго распространялось и на стекло. Существовала специальная полиция,следившая за соблюдением не только этого закона, но и за строжайшимсохранением секретов мастерства. Фактически стеклоделы жили на своемострове на положении арестантов, находящихся под домашним арестом. Былиизвестны случаи, когда мастер, обманув бдительность стражей, перезжал водну из европейских столиц, чтобы открыть там мастерскую. В обязанностиполиции входило следовать за преступником, найти его и убить. Поэтомумногие секреты венецианских мастеров оказались утраченнымибезвозвратно.

Трагическая страница истории Мурано - оккупация острова в 1797 годуфранцузскими революционными войсками и уничтожение в 1806-м всех цехови корпораций во имя свободы, равенства и братства.

Своим возрождением в середине XIX века венецианская стекляннаяпромышленность обязана адвокату из Виченцы Антонио Сальвиати - горячемупатриоту и великому дельцу. При финансовой поддержке двух англичан,больших поклонников венецианской старины, Сальвиати основал завод вМурано и возобновил производство великолепных стеклянных изделий,"подражавших" великим образцам прошлого. Это было возвращение к былойславе.

С тех самых пор интерес к венецианскому стеклу ничуть не ослабевает. Вмире достаточно коллекционеров, регулярно пополняющих свои собрания, втом числе на представительных европейских аукционах. Вещи с авторскимклеймом Мурано не то что не выходят из моды, но только прибавляют сгодами в цене. Ряд обстоятельств делает их вожделенными для знатоковизящного, ведь эти предметы - из тех, что неизменно создают атмосферупраздника.

Сегодня, как и много лет назад, на острове Мурано открываются новыефабрики и мастерские. И как много лет назад, изготовление стеклянныхпредметов - от посуды до зеркал - осуществляется лишь тремя способами:выдуванием, литьем и прессованием. Необходимо заметить, что последниедва были изобретены только в XIX веке, так что старые мастерапользовались единственным приемом - выдуванием. Технология этаприменима только к стеклу и ни к какому более материалу. Мастервооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы необжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом -грушевидным утолщением для набирания стекла. Нагретый на огне конецвыдувальной трубки окунается в расплавленную стеклянную массу, котораялегко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынимая трубку изпечи, мастер мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. Встеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по меретого, как в него вдувается воздух... За две тысячи лет железная трубкамастера-стеклодела не претерпела серьезных изменений.

В эту эпоху во всех странах Западной Европы интенсивное развитиестеклоделия происходит при деятельном участии беглых венецианскихмастеров, привлеченных перспективой огромных заработков. Так, в ХУ11веке Кольбез, привлекая во Францию венецианских зеркальщиков, не толькоплатил им огромное жалование, но в случае женитьбы на француженке давалприданое в размере 25 000 экю. Поэтому несмотря на строгость надзора ислучаи убийства бежавших стеклоделов агентами венецианскогоправительства, без преувеличения можно сказать, что современная Европапрошла школу стеклоделия под руководством венецианцев.

С распадом Римской империи стеклоделие в различных районах сталоприобретать свои особенности. Центром стеклоделия на востокепо-прежнему оставалась Александрия, производившая роскошные изделия наэкспорт. На западе крупным стекольным производителем стал Кельн(Германия). Немецкое стекло было менее изящным и витиеватым, нежелиалександрийское.

В раннее Средневековье в Европе стеклоделие претерпело некоторыеизменения. В связи с трудностями в импортировании сырья стекло,производимое с использованием соды, уступило место стеклу,изготовляемому с помощью поташа, получаемого путем сжигания древесины.В лесистых местностях Франции, Германии, Богемии готовили стекло сприменением дреыесной золы и золы папоротника, камыша и другихрастений. В этой золе преобладал поташ (углекислый калий). Хола разныхрастений придавала стеклу разлтчные свойства: осина, клен, ясень -наилучший цвет, береза - большую тугоплавкость и т.д.

Интересно заметить, что французское стекло ХН!! Века (бокалы, стаканы)носило название "стекло из папоротника" ("фужер" по-французски -"папоротник").

Средневековая техника стеклоделия нашда свое отражение в специальномтрактате о художественных ремеслах, составленном ученыммонахом-пресвитером Теофилом из монастыря Панталеоне в Кельне (Х - Х1в.в.). автор описывает технику ремесел на основе собственныхнаблюдений. Он называет разные страны, которые славилисьхудожественными производствами, среди них Византия, Аравия, Русь,Италия, Франция, Германия. Бескорыстный по своему характеру ипобуждениям, Теофил без секретничества, обычного в те времена, делитсятайнами мастерства, которые ему приходилось добывать путем оавсныхпутешествий и испытаний. Он пишет в том числе и об умении вырабатыватьцветные стеклянные эмали во Франции, Германии и на Руси.

В средневековой Западной Европе эпохи готики важнейшей областьюискусства, стимулировавшей развитие вкуса к художественному стеклу,было изготовление витражей. В то время для разрезания стеклапользовались раскаленным железным прутом. Алмаз для резки стекла началприменяться только в ХУ1 веке.

В XI веке немецкие мастера, а в XIII венецианские, научилисьвырабатывать плоское оконное стекло так называемым "холявным методом"."Холява" - стеклянный пузырь, который мастер стеклодел выдувал спомошью стеклодувной трубки и раскачивал ее над канавой, стоя наспециальном помосте. Под воздействием силы тяжести пузырь вытягивался вцилиндр длиной до 3 метров и шириной до 45 см. Затем у цилиндра вгорячем виде отрезали верх и дно, сам цилиндр разрезали по длине иукладывали на ровную плиту, которую помещали в печь и там разравнивали.Полученные таким образом листы скреплялись вместе свинцовыми полосами иустанавливались в окно. Такие окна считались предметом роскоши, имиостеклялись, в основном, королевские дворцы и церкви.

Немалый вклад в науку о стекле внесли средневековые алхимики. Крометого, что они были прекрасными стеклодувами, изготавливавшими сосудысложных форм для своих опытов, они экспериментировали с составамистекол. Во второй половине ХУ11 века известный немецкий алхимик ИоганКункель, автор сочинения "Экспериментальное искусство стеклоделия"изобрел способ получения красного стекла, так называемого "золотогорубина" (из такого стекла были изготовлены кремлевские звезды). Этотспособ, державшийся автором в строжайшем секрете, был утрачен с егосмертью, и вновь открыт только в Х1Х веке М. Ломоносовым.

Дальнейшее развитие стеклоделия в Европе шло по двум направлениям -усовершенствования способов изготовления изделий и обогащения составовстекла.

Появились новые виды изделий - оптические, технические, строительные стекла.

Целый переворот в стекольной промышленности ХУ11 века вызвало открытиеМихаила Мюллера, который впервые сварил стекло, которое отличалосьнеобыкновенной прозрачностью в толстостенных изделиях. Это стеклоизвестно под названием "богемский хрусталь", и традиции егоизготовления дошли до наших дней. Массивные граненые изделия избогемского хрусталя вытеснили с рынков Европы легкие, хрупкие и нежныеизделия с острова Мурано.

1674 году англичанин Джордж Равенкрофт запатентовал новый способпроизводства хрусталя, призванного заменить собой муранский хрусталь.Равенкрофт заменил поташ оксидом свинца в высокой пропорции, чтопозволило ему получить блестящее стекло с высокими преломляющимисвойствами. Это стекло отлично поддавалось резке и гравировке. Главноедостоинство английского свинцового хрусталя, снискавшее ему европейскуюизвестность, - игра и сверкание полированных граней, преломляющих лучисвета, и мелодичный звон.В 1688 году во Франции применили новый метод изготовления стекла изеркала. Расплавленное стекло выливалось на специальный стол ираскатывалось до плоского состояния. Затем заготовка охлаждалась иполировалась с помощью железных дисков и очень мелкого абразивногопеска. Окончательная полировка производилась фетровыми дисками.Результатом подобного процесса стало стекло с невиданными ранеевысокими оптическими свойствами. Покрытое с одной стороны отражающимслоем серебра, стекло превращалось в высококачественное зеркало.
Комментарий

Все комментарии проходят проверку на СПАМ и соответствие правилам ОКНА МЕДИА

Войти с помощью
Имя
E-mail (Нужен для удаления комментария и получения ответов)
Сообщение
Введите код, указанный на картинке
captcha
Я ознакомился и согласен с правилами сайта Окна Медиа