Компании

Обучение и семинары

21.05.200819:40
Компания: Окнамедиа
Вопросы, связанные с персоналом, решают все - от секретарей до директоров, замов генеральных и начальников отделов. Зачастую эта работа постоянно передается из рук в руки - и не в профессиональные руки, а в те, которые меньше сопротивляются. Я не приукрашу, если скажу, что спланированной и организованной работы с людьми в том виде, который требует рынок оконных конструкций, пока не существует. При этом всю работу компании ведут люди, продажи совершают тоже люди - в данном случае персонал в прямом смысле лицо компании, и его необходимо обучать, мотивировать.

Вспоминая руководителей оконных фирм (наших клиентов), первое, что могу отметить, - они очень много работают, намного больше, чем этого требуют профессиональные вопросы. Условно их можно разделить на две категории. Первая - те, кто все знает: как управлять структурой, как выстраивать маркетинговую стратегию компании, как набирать и увольнять людей, как стимулировать продажи, где и какую рекламу следует давать. Они чаще всего и занимаются вопросами персонала - сами милуют, сами наказывают. Они считают, что сами могут научить всему кого угодно и что <учеба - выброшенные на ветер деньги> (это цитата).

Вторая категория - те, кому всегда некогда и <не доходят руки>. Они решают десятки вопросов одновременно, откладывая анализ и контроль собственной деятельности на потом, в том числе работу с персоналом. Они <учиться готовы, и многое им интересно, и деньги у них найдутся, но вот со временем:сейчас:.никак:может быть попозже> - это тоже цитата. И работу персонала поневоле приходится кому-нибудь <делегировать> - хоть заму, хоть секретарю.

Есть нечто общее и у менеджеров по продажам разных компаний (менеджеров-консультантов). Например, возражения, с которыми им чаще всего приходится встречаться. Все оконщики слышали от клиентов <обвинение>: <Вы делаете одно и то же>. Действительно, менеджеры по продажам самых разных компаний почти идентичны в своих ответах: описывают свой продукт, искусственно выделяя конкурентное преимущество, весьма условное на взгляд покупателя, при этом используют заученные неработающие шаблоны. Если бы директора оконных компаний ходили на семинары по маркетингу, то знали бы, что отстроиться от конкурента можно только тщательно выстроенной маркетинговой стратегией, а не описанием в разных терминах аналогичного продукта. Рядовому потребителю сложно разобраться в технических особенностях профиля, что позволяет подводить его к покупке имеющегося в наличии.

Конфликты в работе менеджера также довольно часты. В некоторых компаниях есть даже должность <менеджера по конфликтам> - человек специально выезжает к клиенту и разбирает сложные ситуации. Подоплека конфликта проста: один специалист принимает заказ, другой его изготавливает, зачастую, устанавливает уже третий. При двух этапах передачи информации возможны искажения (выпадения) и, как следствие, - неточности в работе. Отладить внутренний документооборот, исключить возможность потери информации не всегда просто самому, и этому тоже нужно учиться.

Менеджеров, продающих окна, отличают спокойные, <интеллигентные> продажи. Особенно это касается менеджеров-девушек в салонах и выставках-продажах, причем, при необходимой технической подготовке девушки вполне успешны и адекватны (вопреки расхожему представлению о несовместимости <женской логики> и технически сложного продукта). Настоящей активностью и хваткой отличаются менеджеры по работе с крупными заказами (субподрядами, тендерами) - чаще всего это наиболее опытные сотрудники или же продавцы <от природы>.

Это то, что мы имеем сейчас. И нравится нам или нет, рынок и потребитель заставит нас всех меняться. Заставит посмотреть на сотрудников как на главный ресурс, который нужно готовить и в который нужно вкладывать время, деньги, силы.

То, к чему мы придем в работе с персоналом в ближайшем будущем, можно описать так. Функции менеджера по работе с персоналом должны быть возложены на одного конкретного человека, а при количестве сотрудников свыше 30 - выделены в самостоятельную должность. Это может быть кто-то из числа собственных сотрудников, обладающий набором соответствующих качеств - хорошей обучаемостью, высокой поведенческой гибкостью, лояльностью к компании, умением и желанием слушать и слышать людей, одновременно способностью потребовать и спросить с них. Наличие профильного образования при этом не столь важно, восполнить пробелы в знаниях можно на последипломном обучении, краткосрочных курсах или семинарах (в том числе за счет компании) - это наименее затратный по времени и не очень дорогой способ получить хорошего специалиста. Помимо подбора сотрудников, введения в должность, оценки и аттестации - обычных HR-функций, менеджер по персоналу рано или поздно подойдет вплотную и к вопросу обучения.

Обучение сотрудников может проходить в двух различных режимах: на открытых семинарах- тренингах и закрытых корпоративных обучающих, командообразующих мероприятиях.

Ниже приведена таблица отличия открытых и закрытых форм обучения.

Обучение на рабочем месте
+

Содержание курсов и время их проведения могут быть приспособлены к потребностям организации
-

Участники встречаются только с работниками своей же организации
+/-

Участники могут быть отозваны с занятий простым уведомлением в связи с производственной необходимостью решить возникшие проблемы
+

Может использоваться реальное технологическое оборудование, имеющееся в Вашей организации, а также процедуры и /или методы выполнения работ
-

Участники могут чаще отрываться от обучения простым уведомлением, чем в случае оплаченных внешних курсов с использованием безвозвратной формы оплаты
+

Может быть экономически выгодным, если имеется достаточное количество работников с одинаковыми потребностями в обучении, необходимые средства, преподаватели, которые смогут качественно провести обучение на предприятии
-

Участники могут не вполне искренне и неохотно обсуждать ряд вопросов в среде своих коллег или в присутствии руководителя
+

Переходить от обучения на примерах к непосредственному выполнению работы легче, если учебный материал непосредственно связан с работой

Обучение вне рабочего места
-

Доступность и частота обучения обычно установлены внешней организацией
+

Участники могут обмениваться информацией, делиться проблемами и опытом их решения с работниками других организаций
+/-

Участники не могут быть отозваны простым уведомлением для решения возникших производственных вопросов
+

Может использоваться дорогостоящее оборудование, которое, возможно, окажется недоступным в стенах Вашей организации
-

При отзыве участников с занятий оплата за непройденные учебные часы может не быть возвращена
+

Квалифицированный обучающий персонал может быть доступен вне стен Вашей организации, а не внутри
+

В сравнительно безопасной нейтральной обстановке вне коллектива своей компании участники могут свободно и с большей охотой обсуждать самые разные вопросы
-

Могут возникнуть проблемы при переходе от обучения на примере условных учебных ситуаций к непосредственному выполнению реальной работы

С учетом этих данных можно <планировать> развитие собственных сотрудников. Нужно помнить, что открытые семинары хороши для поощрения активных, ищущих сотрудников - им есть, что показать, и для себя они всегда найдут что-то новое, а самое главное - готовы делиться новой информацией и впечатлениями с окружающими. Их действие в коллективе подобно кругам по воде - своей природной энергией и эмоциями заражают тех, кто рядом. Для рядовых сотрудников такое обучение может быть бонусом, призом по итогам продаж - одна из форм нематериального стимулирования.

Топ-менеджменту, руководителям подразделений необходимо не реже одного раза в год бывать на тематических семинарах - управленческих программах, семинарах по переговорам, тайм - менеджменту. Что дают семинары для работающего в постоянном цейтноте директору? Помимо конкретных знаний и эффективного рабочего инструментария он получает возможность остановиться и посмотреть на свою работу со стороны, сделать анализ ошибок и успешных ходов, найти новые решения для сложных ситуаций. На семинаре директор получает возможность общаться с себе равными, открыто говорить о том, что беспокоит и вызывает сложности в работе руководителя, узнать, как другие руководители находят решения в аналогичных ситуациях, подтвердить правильность собственных идей или, наоборот, усомниться. Семинары - единственный формат, при котором возможен открытый равноценный обмен опытом, идеями - в рамках учебной программы это делают даже прямые конкуренты. График обучения и бюджет довольно легко спланировать заранее - запросите годовое расписание в любой тренинговой компании и просчитайте все наперед.

Внутрикорпоративное обучение требует более тщательной подготовки с последующим анализом и посттренинговой работой. В первую очередь, без четкого понимания целей и ожидаемого результата (ближайших и отдаленных) - к планированию можно даже не приступать. Даже если Вы хотите провести обычный тренинг по продажам - можно решить параллельно множество вопросов: от разрешения внутренних конфликтов до командообразования. Важно сверить представление о целях и желаемых результатах специалиста по персоналу и руководства компании, важно получить информацию от участников тренинга: их ожидания, наиболее сложные моменты в работе - это достаточно простые точные шаги. В конце концов, квалифицированную помощь в подготовке, проведении и посттренинговом сопровождении Вам может оказать консалтинговая/тренинговая компания - качественная услуга предусматривает полное консультирование по данным вопросам.

Грамотно проведенное обучение видно не только на лицах участников - но и напрямую сказывается на повышении финансовых показателей компании в целом.

Работа с людьми с одной стороны - нелегкий, непростой и не всегда понятный труд. С другой стороны - это живая работа, которая приносит радость и чувство удовлетворения всему коллективу. Рано или поздно эту работу нужно начинать. Начавший раньше меньше потеряет - сотрудников, заказчиков, доли рынка. Мы, русские люди, удивительно устроены - до тех пор, пока не несем потери, пока хватает работы и денег, будем уклоняться от того, что давно в мире существует и отлично работает. Бывает, что за обучающие программы и консультирование хватаются как за спасительную соломинку - тогда, когда спасти компанию уже невозможно.

Вы можете избежать многих ошибок и взглянуть на себя и свой бизнес с иной стороны - причем быстро и недорого на качественном семинаре, получив новые идеи и направления движения не в ежедневной оперативной беготне с бесконечным решением проблем, а в благоприятной для этого обстановке.

Желаю развития и процветания Вам и Вашим компаниям!
Комментарий
Войти с помощью
Имя
E-mail
Нужен для удаления комментария и получения ответов
Сообщение
Я ознакомился и согласен с правилами сайта Окна Медиа