Компании

Предприниматели изучают свои права вместе с потребителями

30.10.200816:24
Компания: Proplex
 Требую соблюдения прав потребителя!
               Фото: www.caricatura.ru
По данным Союза потребителей РФ, в 1996 году половина населения страны не имела представления о законодательной ответственности продавца перед покупателями; сегодня число таких граждан уменьшилось до 23%. За 12 лет выросло и количество людей, которые решили бороться за свои интересы: с 34% до 62%.

Так, в г. Курске в октябре 2008 года объявлен конкурс среди старшекурсников профессиональных училищ и колледжей - «Основы потребительских знаний».

Безусловно, такое отношение к воспитанию у россиян правовой «грамотности» в целом является положительным явлением, но вместе с тем приводит и к появлению так называемого «потребительского экстремизма». В этом случае, пользуясь теми или иными «пробелами» в законе, отдельные клиенты превращают защиту своих прав в выгодный бизнес.

«Классической» стала история о предъявлении крупного иска к сети «Макдоналдс» ее американской посетительницей, облившейся горячим кофе. Позже аналогичные попытки предпринимались и в России. Впрочем, поводом обратиться в суд становится не только «кофе».

Например, некоторые покупатели пользуются статьей 25 Закона «О защите прав потребителей», которая  дает право обменять товар, не подошедший по форме, расцветке, размеру, фасону или комплектации, в течение 14 дней. Таким образом, можно взять вечернее платье на «бесплатный прокат», поносить его на празднике, а потом вернуть, заявив, что оно «не по фигуре».

Ситуацию усугубляют и сами коммерсанты, особенно владельцы небольших и средних по размеру фирм, которые не имеют достаточного представления о правомерности претензий покупателей.

«Если предприниматель хочет максимально обезопасить себя от подобных споров, то ему следует позаботиться о детальном оформлении договора купли-продажи, - предупреждает Екатерина Андрюкова, специалист первой категории юридического центра «Де-Конс». – Он должен прописывать порядок оплаты и передачи товара, условия о комплектности товара, гарантийные обязательства продавца (если таковые имеются), срок передачи товара, место нахождения продавца и место принятия претензий (если эти места не совпадают), порядок подачи претензий, ответственность продавца и покупателя за нарушение обязательств по договору».

Также всем предпринимателям, как и их клиентам, просто необходимо доскональное знание закона «О защите прав потребителей» и иных аналогичных документов. «И не только тех или иных «сухих» статей, но и сложившейся судебной практики», - считает Рафик Алекперов, руководитель отдела по работе с клиентами Группы компаний ПРОПЛЕКС, крупнейшего российского производителя оконного ПВХ профиля по австрийским технологиям. Именно для этого на семинары по обучению партнеров компании, проходящие этой осенью, был приглашен эксперт по окнам Московского общества защиты прав потребителей Владимир Пригожин. Полученная участниками мероприятия информация представляла собой конкретные примеры из судебной практики по оконному рынку и четкие рекомендации, связанные с заключением договоров. 

В целом сложившуюся на рынке ситуацию можно назвать парадоксальной. «В законе «О защите прав потребителей» нет ни одного пункта, начинающегося со слов «потребитель обязан», — отмечает Майя Комиссарова, — в то время как у несущих перед ними ответственность — сплошные обязательства».

Если вдуматься, то выражение «клиент всегда прав» имеет явно не юридический характер. Прав тот, кто имеет безусловные доказательства «справедливого» характера своих действий. Знание закона необходимо не только потребителям, но и самим компаниям, чтобы защититься от не самых добросовестных клиентов.

Комментарий

Все комментарии проходят проверку на СПАМ и соответствие правилам ОКНА МЕДИА

Войти с помощью
Имя
E-mail (Нужен для удаления комментария и получения ответов)
Сообщение
Введите код, указанный на картинке
captcha
Я ознакомился и согласен с правилами сайта Окна Медиа