Компании

"Сложные пути саморегулирования"

12.05.200813:11
Компания: ОКНА МЕДИА

На сайте Государственной Думы РФ опубликовано заключение В.В. Путина на представленный к 1-му чтению проект федерального закона № 435294-4 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения саморегулирования в строительстве), текст которого приведен ниже.

Между тем сопротивление идее саморегулирования продолжается. "Строительная газета" 2 марта опубликовала открытое письмо ряда руководителей строительных организаций из разных регионов России с обоснованием необходимости сохранения привычного механизма государственного лицензирования строительной деятельности. Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области публикует на своем сайте разъяснения Росрегистрации от 23.04.2008г. по порядку применения Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (СРО), которые практически не позволяют регистрировать СРО в строительстве.

По проекту федерального закона № 435294-4 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее -законопроект) имеются следующие замечания.

Законопроектом предусматривается введение саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства как альтернативы лицензированию соответствующих видов деятельности. Введение саморегулирования в указанных сферах направлено на решение проблем, связанных с ненадлежащим качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг. \nОднако цель создания полноценного законодательного механизма для решения указанных проблем в законопроекте не достигнута. \nЗаконопроектом вводится понятие вида работ, влияющего на безопасность в строительстве, и предусматривается, что перечень этих видов работ должен устанавливаться Правительством Российской Федерации (новая статья 553 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В Градостроительном кодексе Российской Федерации указанное понятие отсутствует, а употребляются понятия безопасности объектов капитального строительства, безопасности строительных конструкций и тому подобные. В законопроекте также не определено, что именно понимается под безопасностью в строительстве.

Установление требований к работам, влияющим на безопасность в строительстве, и к результатам этих работ, а также осуществление контроля за соблюдением этих требований отнесены к компетенции саморегулируемых организаций (новые статьи 551 и 5510 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом предусмотрено, что указанные требования будут устанавливаться стандартами саморегулируемых организаций.

Кроме того, допуск участников строительной деятельности к осуществлению работ, влияющих на безопасность в строительстве, законопроектом ставится в зависимость от их соответствия требованиям, установленным саморегулируемыми организациями.

Помимо этого в законопроекте не установлен механизм, способный обеспечить надлежащий профессиональный уровень подготовки этих требований.

Требуют проработки вопросы допуска к осуществлению работ, влияющих на безопасность в строительстве (новая статья 553 Градостроительного кодекса Российской Федерации и другие положения законопроекта). Неясна правовая природа допуска к осуществлению соответствующего вида работ. Непонятны как процедура оформления и прекращения допуска, так и условия предоставления допуска и основания его прекращения. Например, в статье 559, которой дополняется Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусмотрено право саморегулируемой организации прекратить допуск своего члена к осуществлению вида работ, влияющего на безопасность в строительстве. При этом не установлен даже примерный перечень оснований для принятия такого решения. \nТаким образом, в законопроекте не решена задача законодательного обеспечения качества и безопасности при осуществлении строительства. Данная проблема требует комплексного подхода и не должна решаться исключительно в рамках института саморегулирования.

Многие положения законопроекта не согласуются с нормами Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" практически по всем группам регулируемых отношений. Это касается, в частности, норм, регулирующих вопросы порядка ведения реестра саморегулируемых организаций, приема в члены саморегулируемых организаций и исключения из них, структуры органов управления саморегулируемых организаций, порядка формирования имущества указанных организаций, рассмотрения жалоб, ответственности членов саморегулируемых организаций. \nПри этом отдельные положения законопроекта затрагивают вопросы, которые урегулированы указанным Федеральным законом и не требуют дополнительной регламентации. Например, в частях 2 и 3 новой статьи 5 513 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяются основания исключения организации из реестра саморегулируемых организаций. В то же время данный вопрос урегулирован статьей 21 Федерального закона "О саморегулируемых организациях".

Нечетко урегулированы в законопроекте и другие вопросы. Так, требует доработки новая часть 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта, которой предусмотрена возможность осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства только застройщиком либо привлекаемым на основании договора застройщиком или заказчиком юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Необходимо, в частности, уточнить сферу применения данного положения. Представляется, что его применение к объектам индивидуального жилищного строительства не имеет оснований и может повлечь негативные последствия на практике.

Изменения, вносимые в федеральные законы от 27 ноября 2002г. № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", выходят за рамки задачи введения саморегулирования в строительной сфере. Кроме того, в статье 2 законопроекта не учтено, что саморегулируемые организации и объединения работодателей создаются с различными целями, имеют разную природу, в связи с чем предусмотренное в ней дополнение части 1 статьи 2 Федерального закона "Об объединениях работодателей" необоснованно.

Терминология законопроекта не вполне согласуется с терминологией действующего Градостроительного кодекса Российской Федерации. В частности, в названном Кодексе не используются такие термины, как "проектные работы", "изыскательские работы", "строительные работы". \nПринимая во внимание изложенное, законопроект может быть поддержан при условии его доработки в соответствии с приведенными замечаниями.

Комментарий

Все комментарии проходят проверку на СПАМ и соответствие правилам ОКНА МЕДИА

Войти с помощью
Имя
E-mail (Нужен для удаления комментария и получения ответов)
Сообщение
Введите код, указанный на картинке
captcha
Я ознакомился и согласен с правилами сайта Окна Медиа