Компании

Застарелые проблемы подготовки специалистов для строительной отрасли

21.01.200813:41
Компания: Окнамедиа

Рассуждая о проблемах и перспективах подготовки специалистов для строительной отрасли, специалисты в очередной раз отмечают важность улучшения взаимодействия образовательных учреждений и строительных компаний, сообщает "Строительный Еженедельник".

От системы профобразования требуется постоянно учитывать поступь прогресса, чтобы будущие специалисты могли грамотно и эффективно использовать новейшие технологии и строительные материалы на стройплощадке.

В стратегии развития строительных предприятий, соответственно, должна выстраиваться последовательная кадровая политика, с помощью которой можно повышать мотивацию персонала, стимулировать рост их квалификации, снижать текучесть кадров. Наличие программы внутрифирменного обучения и штатных специалистов, отвечающих за ее реализацию, также повышает шансы предприятия решить свои кадровые проблемы. Если четко ориентироваться в рейтингах, репутации обучающих заведений, их направленности, особенностях учебных программ, работодатель может выбрать именно то, что окажется максимально полезным для специалистов конкретной компании.

Качество преподавания также вопрос вопросов. Например, из 2 тысяч обучающих центров, работающих в России, Федеральный лицензионный центр аккредитовал всего 140. На Северо-Западе аккредитацию получили только 23 учебных центра, а конкретно в Санкт-Петербурге – менее десятка. При этом в городе весьма бойко ведут свой бизнес многочисленные учебные центры, не имеющие подчас ни учебной, ни производственной базы, ни квалифицированного штатного профессорско-преподавательского состава. Поэтому проблема подготовки квалифицированных специалистов российскими учебными заведениями сегодня стоит весьма остро.

Подготовка строительных кадров, удовлетворяющих современным потребностям и технологическому уровню предприятий, идет туго. Причиной этого можно назвать и отсутствие постоянных заинтересованных контактов между профильными учебными заведениями и строительными организациями. В целом же ситуация на рынке характеризуется дефицитом квалифицированных кадров. Этому способствует старение персонала предприятий, причем не только в смысле достижения пенсионного возраста, но и моральном – работники с трудом овладевают новыми технологиями. Это объективно тормозит внедрение в работу предприятий современных прогрессивных методов и оборудования. Сейчас в городе ощущается острая нехватка квалифицированных кадров по самым разнообразным специальностям и направлениям деятельности. Требуются как экономисты, юристы, специалисты по управлению проектами, так и рабочие разного профиля. Многие, даже крупные предприятия, испытывают потребность в руководителях строительных проектов, проектировщиках, сметчиках, специалистах по техническому надзору, начальниках участков, инженерах внутренних сетей, прорабах, каменщиках, штукатурах, сантехниках, электриках.

Вместе с тем уровень подготовки молодых специалистов имеет один «системный» недочет – у большинства из них отсутствуют практические навыки работы по специальности. При этом наличие у соискателя опыта работы считается работодателями одним из обязательных условий его трудоустройства. Кроме этого, выпускники в большинстве своем не обладают необходимыми знаниями современной техники, технологий и материалов.

Теоретическая подготовка во многих учебных заведениях отстает от динамично развивающегося рынка современных строительных материалов и технологий. Логично поэтому, что крупные строительные предприятия пытаются решать свои кадровые проблемы собственными силами. Для этого в структуре компании создаются специальные учебно-практические подразделения с собственными учебными программами, например по повышению квалификации персонала. Такие меры могут снять остроту проблемы, но не способны решить ее кардинально. Для этого и необходимо тесное плодотворное сотрудничество с профильными учебными заведениями города и области.

Некоторые предприятия с удовольствием привлекают преподавателей профильных учебных заведений для проведения курсов и семинаров непосредственно на предприятиях. Естественно, за это приходится платить, и порой приличные деньги. Поэтому для строительной компании, заинтересованной в подготовке собственных квалифицированных кадров, так важно знать, в какие именно учебные заведения следует обращаться.

Из-за отсутствия налаженных связей между компаниями отрасли и профильными образовательными учреждениями предприятия не имеют представления о существующих учебных программах. Отсюда – мучительные колебания при выборе учебных заведений, призванных решить проблему нехватки работников определенных специальностей. Кроме того, со своей стороны образовательные учреждения слабо ориентируются в реальной ситуации на рынке труда строительной отрасли. Естественно, им трудно своевременно реагировать на спрос строительного рынка, корректируя перечень и учебно-образовательную базу «горящих» специальностей. Поэтому укрепление взаимоотношений организаций, предприятий, учреждений, заинтересованных в подготовке квалифицированных кадров для соответствующей отрасли, должно быть предусмотрено и на государственном уровне.

Сотрудничество может выражаться в содействии совершенствования материально-технической базы образовательных учреждений. Конкретное предприятие может учесть свои кадровые нужды, заключив договор на целевую подготовку необходимых специалистов. Практика заключения подобных договоров о сотрудничестве между крупными строительными компаниями с Санкт-Петербургским архитектурно-строительным университетом (Спб ГАСУ) и Санкт-Петербургским политехническим университетом уже имеется. При этом предусматривается участие представителей предприятия в разработке учебных программ. Студентам предоставляется возможность прохождения производственной практики. А ряд ведущих предприятий и организаций строительной отрасли («ЛенСпецСМУ», «Строймонтаж», «Группа ЛСР», «Победа») выплачивают именные стипендии наиболее перспективным студентам профильных вузов, беря на себя обязательства по их трудоустройству с возможностью прохождения практики на своих предприятиях. Таким образом, молодые специалисты, заканчивая образовательное учреждение, уже имеют четкие перспективы трудоустройства по выбранной специальности и получения соответствующей заработной платы, что во многом способствует оздоровлению социальной обстановки в регионе.

Комментарий
Войти с помощью
Имя
E-mail
Нужен для удаления комментария и получения ответов
Сообщение
Я ознакомился и согласен с правилами сайта Окна Медиа