Компании

«Золотое» десятилетие на оконном рынке закончилось – наступает «Серебряный» век

07.02.201208:59
Компания: Окнамедиа

Пластиковые окна2011 год стал первым за всю историю существования оконного рынка в России (не считая кризисного 2009 года), когда игроки рынка ощутили на себе значительное усиление конкуренции в результате превышения предложения над спросом. Рост рынка пластиковых окон по оценкам О.К.Н.А. Маркетинг составил +4%. Для европейских стран это хороший показатель роста, однако в России такие показатели считаются низкими. Участники оконного рынка привыкли находиться в стадии Роста, где среднерыночные показатели соответствуют 15-25% ежегодному росту. Так, что же произошло на оконном рынке в 2011 году, и почему мы не увидели привычных показателей роста?

Ситуация на оконном рынке в 2011 году

После высоких показателей роста в 2010 году, первый квартал 2011 года, продолжал вселять оптимизм в участников рынка. Рост в этот период составил примерно +10%. Отметим, что ситуация в 1 квартале 2010 года была удручающей, на этом фоне начало 2011 года выглядело оптимистично. Производители окон и соответственно комплектующих продолжали делать складские запасы, ожидая сезонного увеличения спроса в 2011 года. Ситуация в российской экономике позволяла участникам рынка надеется на среднестатистический год на оконном рынке. Но уже середина второго квартала 2011 года насторожила игроков рынка пластиковых окон отсутствием обычного апрельско-майского роста. Вместо обычного прироста потребительского спроса, рынок «просел». По итогам 1 полугодия 2011 года, оконный рынок вырос только на 2-3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Спрос на окна вернулся  в конце августа с отступлением жары и сохранился до октября включительно. В результате по итогам 2011 года рынок окон вырос всего на 4%.

Что произошло?

По законам развития любого рынка сразу после резкого роста или падения должна произойти коррекция, которая приводит рыночные показатели в норму. После сокращения рынка в результате финансового кризиса в 2009 году на минус 30%, мы увидели коррекцию в виде резкого отката на +30% в 2010 году. Экономика России смогла быстро восстановиться после кризиса благодаря резервному фонду или, как его еще называют, «кудринской подушке безопасности». Благоприятная конъюнктура цен на нефть способствовала оптимистичным ожиданиям. В 2011 году должен был наступить среднестатистический год на оконном рынке с показателями роста +15%, а вырос всего на +4%.

Куда же делись приблизительно 10% роста рынка?

Причины низких показателей роста в 2011 году. Одной из причин низкого роста рынка в России участники считают насыщение рынка. По данным О.К.Н.А. Маркетинг только 40% объектов существующей недвижимости будет остеклено новыми энергосберегающими окнами по итогам 2011 года. По законам маркетинга, любой рынок переходит из стадии роста в стадию насыщения, когда 50% потенциальных потребителей приобрели себе этот товар. Основываясь на данной теории, рынок имел право на высокий рост. Допустим, что при 40% насыщении рынка, темпы роста уже не будут такими высокими как раньше по 30%, но согласитесь, что на 10-15% ежегодного роста на данном этапе развития, оконный рынок в России вполне может претендовать. Учитывая тот факт, что начиная с 2015 года, на рынок вернутся покупатели окон первой волны (те покупатели, которые устанавливали себе окна до 2000 года), и далее на рынок будут постепенно возвращаться покупатели, у которых срок эксплуатации окон будет переходить планку 15 лет, тогда можно говорить о том, что у оконного рынка в России большое будущее.

Форс-мажор

По оценке отраслевого центра О.К.Н.А. Маркетинг, причиной таких низких темпов роста рынка в 2011 году стала переориентация спроса на более востребованный в этом году продукт – покупку кондиционеров (сплит систем). Это подтверждают данные осеннего исследования мнений конечных покупателей окон О.К.Н.А. Маркетинг по Москве, где впервые за последние 4 года причиной покупки окон стал шум, а не холод. Люди забыли о морозах, у них в памяти осталось аномальное жаркое лето 2010 года и смог, а также жаркое лето 2011 года. Запросы поисковой системы Яндекс также подтверждают повышенные показатели спроса, уже с начала года, по запросу кондиционеры. Если говорить о покупательской способности, то она в 2011 году была выше предыдущего года. Оборот розничной торговли в 2011 году вырос на 6,5%, а в 2010 году только на 4,4%.На фоне того, что кошельки населения в России теперь не такие полные, как, например, в 2006 году, это стало причиной таких низких темпов роста пластиковых окон в 2011 году. Люди продолжали тратить деньги, но не на оконном рынке.

Чего ожидать в 2012 году?

Об этом читайте подробную статью в следующем выпуске ОКНА МЕДИА или на портале www.oknamedia.ru в разделе Статистика рынка.
Комментарий
Войти с помощью
Имя
E-mail
Нужен для удаления комментария и получения ответов
Сообщение
Я ознакомился и согласен с правилами сайта Окна Медиа