На Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) будут возведены пять экодуков для перехода животных через скоростную автотрассу. Два из них уже готовы. О мостах, которые спасают жизни, в материале ОКНА МЕДИА.
Зачем нужен экодук?
По статистике ГИБДД за 2018 год, на дорогах России произошло 428 случаев наезда на животных, и это только официально зарегистрированные факты. Внезапное появление зверя на трассе представляет большую опасность – пострадать могут все участники ДТП.
Чтобы решить проблему, были изобретены экодуки – переходы для животных через автодороги. Наземные экодуки похожи на покрытые растительностью и деревьями мосты, максимально интегрированные в окружающую среду по обе стороны дороги. Подходы к мосту значительно шире основной части, чтобы привлечь как можно больше животных. Иногда по бокам экодука устанавливают шумозащитные экраны, чтобы звук проезжающих автомобилей не пугал лесных обитателей. Для перехода животных также строят подземные тоннели и навесные верёвочные мосты.
Место для строительства экодука выбирают с учетом рекомендаций экологов и зоологов – там, где проходят тропы миграции животных. Как показывает практика, сначала звери неохотно пользуются переходом, но когда он становится частью их привычной среды обитания, постепенно осваивают новый маршрут.
Строительство экодуков в России – первый опыт
Несмотря на то что в Европе первые экодуки появились еще в 50-е годы 20 века, в России это новый опыт. Первые безопасные переходы для животных открылись в России в 2016 году.
В современном автодорожном строительстве важны природоохранные территории – новые объекты должны быть безопасными для природы и человека, не нарушать экологический баланс. Полноценное развитие дорожной сети возможно только с учетом экологических аспектов.
Именно поэтому необходимой частью проекта строительства Центральной кольцевой автодороги в Московской области стало возведение экодуков. Два из них уже построены на участке Третьего пускового комплекса ЦКАД и готовы принять лесных обитателей. Всего заявлено о строительстве в общей сложности пяти переходов для животных. Строительство ЦКАД планируют завершить к 2025 году.
Действующие экодуки в России
- Нарвинский тоннель в национальном парке «Земля леопарда», Приморский край. Построен для сохранения популяции дальневосточного леопарда, которая насчитывает всего около 80 особей. Дорога проходит на пути миграции леопардов, запуск тоннеля снизил риск гибели редкого животного и других видов. Открыт в марте 2016 года. Длина 565 м. Ширина – 9,25 м. Инвестиции – 1,8 млрд рублей.
- Экодук в Калужской области, 170 км трассы М-3 «Украина». Первый наземный экодук в России. Длина – 33 м (с подходами около 160 м), ширина – 50 м. Сооружение оборудовано веб-камерой с функцией ночного видения. Наблюдения показали, что тропой пользуются лисы, зайцы, косули, кабаны и лоси. Открыт в 2016 году. Инвестиции – 100 млн рублей.
- Экодук в Солнечногорском районе Московской области. Самый длинный экодук через ЦКАД. Длина – 100 м, ширина – 20 м.
- Экодук в Дмитровском районе Московской области. Длина – 53 метра, ширина – 21 м.
В планах строительство экодука на 184-ом км трассы М-1 «Беларусь» в Смоленской области.
Экодуки в Европе и в мире – часть экологической политики
Идея строительства экодуков принадлежит именно европейцам – первые подобные сооружения появились во Франции почти 70 лет назад. Затем технологию освоили в Швейцарии, Германии и других странах, а лидером в этом секторе считаются Нидерланды – здесь более 600 безопасных переходов для животных, в том числе самый длинный в мире экодук длиной 800 м. В 2013 году экодук стоимостью 5 млн евро построили в Эстонии для перехода лосей через трассу Таллин-Тарту.
Несмотря на то что самыми распространенными являются тоннели или наземные экодуки, густо покрытые растительностью и ставшие частью природного ландшафта, встречаются и особенные конструкции. В Австралии есть специальный мост через трассу для крабов, а в Японии – небольшой тоннель для черепах через железнодорожное полотно.
С помощью экодуков ежегодно удается спасти жизни тысячам животных и избежать большого количества ДТП. Несмотря на то, что в России только начали появляться мосты жизни, эта тенденция дает положительные результаты и в перспективе поможет сохранить экологический баланс при строительстве автомагистралей.
Портал ОКНА МЕДИА рекомендует:
|
Комментарии(1)
Комментарии(1)
а мосты будут платные?