Программа реновации жилья в Москве вновь попала в центр внимания экспертов. В ходе 11 Архитектурного завтрака, прошедшего 21 июня на территории Картинной галереи Ильи Глазунова при поддержке компании REHAU, ведущие архитекторы России не только дали оценку столичной «стройке века», но и рассмотрели ее через призму финансовых и социокультурных реалий.
Участниками мероприятия стали: Рубен Аракелян (WALL), Александр Эрман (архитектурные бюро ERMAN&KLODT, ALEXANDERERMAN), Арсений Леонович (PANACOM), Тимур Башкаев («Архитектурное бюро Тимура Башкаева»), Ольга Ульянова (проектное бюро «Уникум»), Елена Шмакова (ARTof3L), Александр Лебедев (Моспроект, UpDesign, ТРО «Резерв»), Виктор и Вера Боос (V-BOOS). Модератором дискуссии выступил Андрей Белоедов, исполнительный директор по продажам и маркетингу компании REHAU в Восточной Европе.
«Запущенный московскими властями проект – это беспрецедентное по масштабу событие, которое, по предварительным оценкам, должно затронуть более 25 млн квадратных метров жилья и свыше 1,5 млн человек. Причем речь идет не просто о сносе старых пятиэтажек и строительстве на их месте новых зданий – в результате реализации программы может измениться сама ткань города», – заявил Андрей Белоедов, выступая с приветственным словом перед участниками дискуссии.
Хорошо забытое старое
Несмотря на то, что новость о запуске проекта по реновации московского жилого фонда грянула в 2017 году как гром среди ясного неба, Тимур Башкаев отметил: массовый снос домов и создание принципиально нового городского пространства – процессы для нашего города не новые. Нечто подобное происходило и 100 лет назад, когда половину центра города занимали деревянные одно- или двухэтажные дома, по сути – избы. «Абсолютно то же самое мы видим в Москве и сегодня, – обратил внимание коллег эксперт. – В плане эффективного использования территории и плотности общественных функций столица сейчас проигрывает многим другим крупным мегаполисам мира. Решение этой проблемы только путем развития Новой Москвы потребует огромных вложений в отсутствующую сейчас инфраструктуру. Это очень дорого и очень сложно. Поэтому для города более выгодным, с финансовой и функциональной точек зрения, является развитие срединной зоны Москвы, в том числе и за счет реновации территорий низкоплотной пятиэтажной застройки».
Лики реновации
Но что есть «развитие» в контексте реновации? Среди жителей нашей страны и даже в профессиональном сообществе бытует мнение, что реновация – это просто замена одного жилья на другое, более комфортное. По словам Рубена Аракеляна, для верной трактовки этого понятия важно, прежде всего, знать его этимологию. Кроме того, существует два типа реновации: революционная (тотальное изменение) и эволюционная.
«Двигаясь по-революционному, ведущему дом под снос сценарию, можно взять в качестве ориентира новую мировую систему формирования квартальной застройки. Этот план предполагает четкое разделения пространств на приватные и общественные зоны, проектирование компактных, замкнутых дворов, развитие инфраструктуры шаговой доступности, создание входов на придомовую территорию и в жилые холлы с уровня первых этажей. Если же требуется реанимировать жилую среду эволюционно, то примеры успешно реализованных проектов есть в Восточном Берлине. Там были заменены облицовочные материалы, восстановлены разрушающиеся секции домов, благоустроены общественные зоны. Только имея понимание, какой именно подход к реновации нужно применять в каждом конкретном районе, можно создать по-настоящему качественную городскую среду», – считает Рубен Аракелян.
Выбор рублем
Однако на практике более вероятна реализация первого сценария. В пользу этой версии высказался и Тимур Башкаев: «Если говорить про реновацию в виде реконструкции, а не сноса, то это абсолютно невыгодная и экономически неэффективная история. Да, здания улучшатся, но при этом рационального использования земли как не было, так и не будет. А ведь реновация сейчас – это в первую очередь стремление максимально задействовать земельные ресурсы центра города, создать многофункциональное наполнение территорий, которое бы максимально учитывало потребности различных групп населения. Каждому человеку необходимо дать возможность полноценно проводить время не только в центре, но и в шаговой доступности от дома».
Взгляд изнутри
В ходе дискуссии эксперты также приоткрыли завесу тайны над тем, как формируется архитектурная концепция нового жилья. По словам участников, в список первых пилотных площадок для реализации программы вошло 5 районов. Далее собирается 20 архитектурных команд, которые предоставляют свои проекты для тендера по реновации. Из них отбирается десятка лучших специалистов – именно они назначаются кураторами отдельных районов и создают предложения по застройке, зонированию и обустройству общественного пространства. Все это координирует МосГорАрхитектура. Финальный этап – районы делятся на зоны, после чего за каждой из них закрепляется команда специалистов, которые решают, что нужно будет делать с районом: выселять людей и сносить дома или просто реконструировать здания.
Профи проходят первыми
Жильцы зданий будут привлекаться к работе только на финальных стадиях создания и обсуждения проектов. «Общественные слушания, безусловно, нужны. Однако привлекать население на стадии разработки проекта, когда идет коммуникация между специалистами, очень сложно – простой человек далеко не всегда может понять все профессиональные аспекты», – считает Александр Эрман.
Пятиэтажкам на смену
Какими все-таки будут квартиры в новых домах, построенных в рамках программы реновации? Следует ли ожидать улучшения качества среды и заметного увеличения метража? Арсений Леонович ответил на оба вопроса утвердительно, отметив, правда, что хотя площадь новых квартир и будет больше, чем у «хрущевок» типовых серий (главным образом за счет действия современных стандартов проектирования кухонь, ванных комнат и санузлов), надеяться на кардинальную прибавку «квадратов» все же не стоит. «Как правило, это будет малогабаритное жилье, отвечающее образу жизни и привычкам горожан, – рассказал он. – В большинстве своем люди в крупных городах живут одни или парами, семьи заводят поздно, поэтому максимальная квадратура нового жилья, которая будет востребована – это 30-50 квадратных метров. Новое поколение все чаще демонстрирует равнодушие к огромным квартирам, для него гораздо важнее инфраструктура в городе “внизу”. На ней мы и будем делать упор».
Экспертное мнение
В своих оценках программы реновации участники Архитектурного завтрака не пришли к единому мнению. Так, на взгляд Елены Шмаковой, «реновация несет в себе большие изменения, а значит, всегда интересна». Сходную точку зрения имеет и молодое поколение архитекторов, в частности, Александр Лебедев, по мнению которого Москва после реновации станет более привлекательным и дружелюбным городом. Александр Эрман, напротив, назвал программу непродуманной авантюрой, способной принести выгоду только случайным лицам. «До сих пор нет четких критериев, технических заданий, ориентиров по решениям. Многие составляющие проекта по-прежнему остаются неизвестными, поэтому не понятно, что будет дальше», – посетовал архитектор.
Комментарии(0)
Комментарии(0)