25 сентября 2018 года стало известно, что бюро Захи Хадид (Zaha Hadid) стало победителем архитектурного конкурса на строительство новой филармонии в Екатеринбурге. Но на практике реализация проекта оказалась невозможной. Будут ли пересмотрены результаты конкурса, разбирается портал ОКНА МЕДИА.
Новая филармония в Екатеринбурге по проекту Zaha Hadid
Минстрой столицы Урала объявило конкурс на лучший проект строительства новой филармонии в апреле 2018 года. Состязание привлекло более 47 заявок со всего мира. В промежуточный тур было отобрано 10 номинантов, а на итоговом собрании в сентябре пальму первенства жюри отдало проекту знаменитого британского бюро Zaha Hadid, основанного мастером иранского происхождения Захой Хадид. После смерти выдающегося архитектора в 2016-м, ее детище продолжает работать в стиле деконструктивизма под руководством Патрика Шумахера, украшая столицы и города необычными зданиями текучих форм.
© Фотобанк ЛoриПо словам специалистов, среди которых и директор Александр Колотурский и попечитель филармонии, известный пианист Денис Мацуев, нынешний зал вместимостью 850 мест не отвечает потребностям полуторамиллионного города. Речь о строительстве нового здания идет уже давно, и вот, наконец, власти города провели международный конкурс. Причем на самом высоком уровне, по признанию экспертов.
Филармония бюро Zaha Hadid – «музыка, застывшая в камне»
В новом проекте-победителе предусмотрено строительство двух залов: один рассчитан на 1950 зрителей, второй, Малый зал, на – 350 мест. Перед зданием будет разбита обширная парковая зона отдыха, под землей скроется 250 парковых мест.
© Фотобанк ЛoриНо вместимость музыкального форума не главное. Архитектурная новинка должна стать точкой притяжения в культурной жизни города и всего региона, импульсом к развитию межкультурной коммуникации. По замыслу мастеров, типичные для Захи волнистые линии филармонии воплотят идею музыки, «застывшей в архитектуре». Сами авторы признаются, что, используя текучие и «летящие» невесомые формы в своем творении, они пытались отдать дань великому наследию русского балета в мировой культуре.
© Фотобанк ЛoриВесь комплекс будет представлять собой масштабный прозрачный павильон, воспаривший на центром столицы Урала. Волнистые линии абриса здания дополнятся «пузырями» во внутренней структуре проекта. Интерьерные помещения – фойе и места для зрителей созданы в форме замкнуто-разомкнутых пространств и, таким образом, формируют интимные, личные зоны для восприятия музыки, следуют за эмоциональным настроем слушателей.
© Фотобанк ЛoриВся динамика проекта построена на взаимопроникновении света и звука. Поэтому стекло занимает в нем особое место. Предполагается, что прозрачные стеновые панели будут открывать зрителям вид на близлежащий сад Вайнера прямо за спиной исполнителя на сцене. А с прогулочных террас верхних этажей посетителям откроется великолепный вид на Храм Всех Святых. Вход в филармонию будет осуществляться со стороны Первомайского сада.
© Фотобанк ЛoриКомплекс должен занять около 1,3 Га. На масштабное строительство деньги выделяют из областного бюджета. Сейчас это 300 миллионов рублей, но уже ясно, что такой суммы будет недостаточно и, скорей всего, придется привлекать частных инвесторов.
Судьба проекта под вопросом: жильцы против новой постройки
В настоящий момент судьба проекта находится под вопросом, и именно историческое наследие стало «камнем преткновения» для реализации красивой идеи «звуковой волны» из камня и стекла.
© Фотобанк ЛoриПервоначально рассматривалось строительство нового зала в пойме реки Исеть и на открытой площадке у кинотеатра Космос, что имело свою логику. Речные виды открыли бы оптимальные возможности для обзора красот нового архитектурного сооружения, а незастроенные площади позволили бы разместить вблизи новой филармонии сколь угодно масштабные зеленые зоны с образцами малых форм городской архитектуры без ущерба для уже имеющейся застройки, в том числе и жилой. Однако власти города отказались от идеи использования этих земель и остановились на территории, непосредственно прилегающей к зданию нынешней филармонии.
© Фотобанк ЛoриС одной стороны, новая грандиозная постройка уникального дизайна действительно преобразит центр и его инфраструктуру, в том числе порядком заброшенный сад Вайнера, имеющий историческую ценность. Кроме этого, соседство нового здания со старым залом превращает перепланированную территорию в настоящий культурно-рекреационный комплекс и тянет за собой преобразования в прилегающих кварталах. С другой же стороны, новая стройка наталкивается на протесты местных жителей. Для того, чтобы возвести постмодернистский шедевр британского бюро требуется снести вполне добротный жилой дом периода сталинской застройки, где расположено 37 квартир.
© ОknamеdiaТакже потребуется частичная вырубка сада Вайнера. Вопрос с сохранением исторического парка стоит не столь остро – после постройки новой филармонии он должен расшириться и облагородиться. Сего облик оставляет желать лучшего. Проблема с расселением и сносом дома номер 40 сложнее. Жители уже обратились с протестным письмом к Президенту и встретились с губернатором.
Итоги конкурса пересмотрят и выберут оптимальный проект
Специалисты-архитекторы также высказывают ряд сомнений по поводу целесообразности нового сооружения именно в этой части центра. Для полноценного восприятия нюансов светозвуковой волнообразной концепции зала необходима большая открытая площадь перед зданием. Ее нет. Фасад сооружения будет «наталкиваться» на довольно узкую в пропорциональном соотношении проезжую часть улицы Либкнехта. Не совсем ясно, как будет «жить» полупрозрачная архитектура в условиях суровой уральской зимы и нагромождения полуметровых сугробов на невесомых террасах.
© Оknamеdia9 октября 2018 года власти города сообщили, что окончательное решение по строительству нового зала не принято. До конца месяца эксперты планируют вновь рассмотреть проекты, победившие в конкурсе (среди претендентов римский и венгерский проекты-призеры) и выбрать вариант, который позволит решить вопрос о межевании территории без потерь для всех заинтересованных лиц.
© ОknamеdiaБезусловно, что реализация британской работы на уральской земле серьезно бы продвинула город на пути положительных преобразований и привлекла бы немало значимых международных музыкальных событий на екатеринбургскую сцену. Это сделало бы город привлекательней для туристов и интересней для самих жителей, а значит, задало бы региону совершенно новую перспективу развития в новом веке. Возможно, все же стоило бы подобрать другую площадку под этот уникальный проект?
Портал ОКНА МЕДИА рекомендует: Парк Зарядье – музей стекла под открытым небом
Комментарии(0)
Комментарии(0)