Исаакиевский Собор в Петербурге: витраж Воскресший Христос

18-11-201610:30
Компания: ОКНА МЕДИА / Раздел: Бизнесу

Портал ОКНА МЕДИА продолжает серию репортажей о витражном искусстве в архитектуре. Сегодня в центре нашего внимания монументальный заалтарный витраж  Воскресший Христос в Исаакиевском Соборе в Санкт-Петербурге. 

Витраж: инновация в русской архитектуре   
фото: Исаакиевский Собор в панораме Петербурга 19 века
фото: Исаакиевский Собор в панораме Петербурга 19 века 

До 1843 года  - времени установки витража в новом Храме на берегах Невы – витраж был не характерен для русской православной архитектуры. Традиционно витражи украшали католические соборы в Европе. Однако, когда строили Исаакиевский собор, Святейший Синод допустил, чтобы в храме был использован этот монументальный элемент декора. Архитектор Собора Огюст Монферран, которого в России называли Август Августович, католик по вероисповеданию, француз, несомненно, был хорошо знаком с особенностями создания витражей в культовых сооружениях. Изготовление витражей процветало в Европе со времен Средневековья: ни один из масштабных готических храмов не обходился без витражных окон. 
фото: витраж Воскресший Христос сразу приковывает к себе внимание посетителей фото: внутреннее убранство Исакия поражает масштабностью декоративных элементов и роскошью фактур и материалов 

Изображение Воскресшего Христа в окне за алтарной частью Исаакиевского собора сразу же приковывает к себе взоры всех входящих и является композиционной доминантой всего внутреннего убранства Храма, несмотря на обилие других  декоративных элементов и обширность монументальной росписи. Секрет его притягательности в материале: цветное стекло, пропуская внешний свет, создает небывалый эффект естественного свечения образа, что сразу же выделяет его в интерьере.

Витраж и немцы у французского архитектора

Площадь витража-картины составляет 28,5 м 2. Произведение является одним из самых крупных в Европе и крупнейшим в России. Витраж-гигант в качестве заалтарного изображения - такое интерьерное решение было вдохновлено первым архитектором Собора – немцем Лео фон Кленце. Идею «стеклянного» полотна поддержал император Николай I и церковные иерархи. Кроме этого, витраж не противоречил замыслам по убранству Собора О. Монферрана. Изготовление витража поручили мастерам  Мюнхенской Королевской фабрики с согласия самого баварского короля Людвига I. 
фото: Исаакиевский Собор сегодня 
фото: Исаакиевский Собор в сегодняшнем Петербурге 

Примечательно, что и идея, и окончательный эскиз, и изготовление витража «Воскресший Христос» принадлежат немцам. Уже в 19 веке Германия, и ее южная часть Бавария вв том числе, высоко несли свои стекольные традиции и первенство в изготовлении сложных стекольных заказов.  Последний проект витража был выполнен баварцем Г. М. фон Гессом, само стекло варили в маленьком городке на юге Германии Бенедиктбойерн, где творил знаменитый мастер-витражист того времени М.-Э. Айнмиллер.
 
Многослойный витраж: мастерство баварца Айнмиллера 
фото: почти тридцатиметровая картина-витраж является доминантой в интерьере собора 
фото: огромное изображение Христа полно динамики и создает эффект присутствия

Айнмиллер владел искусством создания стекла более чем ста оттенков и умело применил весь арсенал своих знаний при создании заказа русского императора. На эскизах изображение выполнялось в основных академических тонах: красном, голубом и желто-белом. Однако Айнмиллер значительно расширил палитру картины.

При создании витража художник использовал многослойное стекло и добивался некоторых оттенков с помощью снятия отдельных слоев либо их наложения друг на друга. Также он мастерски использовал технику вставок с эффектом драгоценных камней: с помощью свинца в витраж помещались выпуклые призмы. Это придавало особую сочность и свежесть изображению.

Но и однослойное стекло фабрике Айнмиллера удавалось прекрасно. Тонкие оттенки дымчато-серого замечательно передают фактуру облаков, а насыщенный  уже после рубиновый воплощают образ Христовой крови на Крестном Знамени. Иной раз стеклянные фрагменты расписывались особыми красками на поверхности, затем следовал специальный обжиг в муфельной печи и механическая обработка фрагмента. Собирал и устанавливал готовый витраж в Петербурге также немец Г. Кюль. Сначала картина была собрана для презентации на утверждение царю, затем ее разобрали и установили в самом Храме после окончания всех внутренних работ. Всего на изготовление витража понадобилось несколько месяцев в течение 1843 года. Доставили изображение Христа в Россию из Германии в разобранном виде в ящиках на корабле.  

При установке витражного окна сначала смонтировали наружное стекло с зеркальным напылением, которое позволяет пропускать свет внутрь и одновременно закрывает обзор с улицы. Сам витраж установили в проем изнутри. Благодаря пропускной способности цветного стекла, разноцветные фрагменты играют всеми оттенками, насыщаясь силой естественного света. 

Цветное стекло: торжество воздуха и света 
фото: особенность витража Воскресший Христос в богатой палитре оттенков цветного стекла
фото: особенность витража Воскресший Христос в богатой и реалистичной палитре оттенков цветного стекла
 
Стиль изображения восходит к динамичной ренессансной традиции, когда герои священного писания стали запечатлеваться в образах своей исторической эпохи с максимально точной и реалистичной прорисовкой анатомических деталей: оттенков кожи, мимики, выражения глаз. Особое внимание итальянцы уделяли передаче небесной палитры на своих полотнах – как, например, Рафаэль.

Стеклу и мастерам, работавшим с этим материалом для Собора св. Исаакия Далматского, удалось как нельзя лучше передать ощущение воздуха и света,  создать приближенность небесного к земному через образ Христа, как будто вступающего по облакам в пространство Храма, к присутствующим здесь людям. 
фото: монументальные формы  - отличительный признак всех элементов Собора Св. Исаакия Далматского
фото: монументальные формы  - отличительный признак всех элементов Собора Св. Исаакия Далматского    Строительство Исакия завершило бравурное шествие классицизма в российском градостроительстве. Он знаменует собой переход к новому периоду в монументальном искусстве – романтическому. Декор Собора с использованием витражного стекла стал удачным прецедентом для русской архитектуры, в том числе культовой. После 1843 года витражи стали регулярно использоваться в интерьерах жилых и общественных зданий, а также церквей. О наиболее ярких образцах витражного декора новой эпохи  мы расскажем в наших следующих публикациях.     Портал ОКНА Медиа рекомендует:

Старинные витражи соборов и церквей Франции
Что такое витраж Виды витражей

 

Комментарии (1)

Комментарии (1)

Удалить комментарий
Удалить комментарий
18.11.2016

Какая красота! Спасибо ОКНА МЕДИА, просто прикоснулась к искусству, побольше бы таких статей

Удалить комментарий
Удалить комментарий
Ответить на комментарий
Гостья
Войти с помощью
Имя
Это поле необходимо заполнить.Минимальное количество символов - 2.Максимальное количество символов - 50.
E-mail (Нужен для удаления комментария и получения ответов)
Это поле необходимо заполнить.Bведите корректный адрес электронной почты.
Сообщение
Это поле необходимо заполнить.Минимальное количество символов - 2.Максимальное количество символов - 3000.
Я ознакомился и согласен с правилами сайта Окна Медиа

Добавить комментарий

Все комментарии проходят проверку на СПАМ и соответствие правилам ОКНА МЕДИА
Войти с помощью
Имя
Это поле необходимо заполнить.Минимальное количество символов - 2.Максимальное количество символов - 50.
E-mail (Нужен для удаления комментария и получения ответов)
Это поле необходимо заполнить.Bведите корректный адрес электронной почты.
Сообщение
Это поле необходимо заполнить.Минимальное количество символов - 2.Максимальное количество символов - 3000.
Я ознакомился и согласен с правилами сайта Окна Медиа
Отменить
Kupi okno 2h

Окна в вашем городе

+7 (800) 550-56-61(звонки по России бесплатно)Рассчитать онлайнУслуга бесплатна