В Москве завершена реставрация дома Наркомфина на Новинском бульваре. Памятник архитектуры, построенный в 30-е годы прошлого века, вернул свой исторический облик и превратился в жилье элит-класса в центре столицы. О том, кто и зачем восстановил полуразрушенный «дом-корабль», и об уникальных окнах дома Наркомфина в материале портала ОКНА МЕДИА.
Дом Наркомфина в Москве – социальный эксперимент, который провалился
Дом Наркомфина расположен на Новинском бульваре недалеко от Садового кольца. Горизонтально вытянутое 6-тиэтажное здание имеет длину 85 м, высоту 17 метров и благодаря ленточному остеклению и светлому цвету фасада напоминает корабль.
Дом, похожий на большой белый теплоход, на рубеже 1930х годов был спроектирован архитектором Моисеем Гинзбургом и имеет необычную историю. Здание, которое сами архитекторы называли «опытный дом переходного типа», было задумано как социальный эксперимент, чтобы перестроить жизнь и быт советских людей на коммунистический лад. Вместо квартир здесь были двухуровневые ячейки нескольких типов, обозначенные латинскими буквами (К, F, 2F), общей площадью от 35 до 114 м2.
В каждой ячейке была плита и раковина, но предполагалось, что жильцы будут принимать пищу в общей столовой, расположенной в отдельном блоке. Там же предлагалось разместить прачечную, библиотеку, гараж, сушилку, в соседнем блоке – детский сад. В экспериментальном доме люди должны были жить как одна большая семья, совместно решая бытовые вопросы и экономя время на домашних делах, например, приготовлении пищи, во благо строительства коммунизма.
Изначально дом предназначался для проживания сотрудников Народного комиссариата финансов СССР, благодаря чему и получил свое название. Активное участие в строительстве принимал нарком финансов Николай Милютин, для которого на последнем этаже был построен первый советский пентхаус.
Дом Наркомфина стал настоящим прорывом в архитектуре того времени. Он был выполнен в стиле конструктивизма с использованием новаторских стройматериалов, а внутреннее пространство было организовано максимально рационально: например, окна спален выходят на восток и получают утреннее солнце, а гостиных – на запад, там вечером хорошо встречать закат.
Социальный эксперимент советских архитекторов закончился неудачно: организовать быт нового типа до конца так и не удалось. Люди все равно стремились уединиться в своих ячейках и носили еду с кухни домой. Жильцы - «советская элита» - не готовы были жить по новому общему укладу и, например, продолжали пользоваться услугами домработниц.
Реконструкция дома Наркомфина – элитное жилье в центре Москвы
За почти век существования дома Наркомфина в нем ни разу не проводилась реконструкция, реставрация или капитальный ремонт. В итоге в 2000-е здание выглядело плачевно, фасад частично разрушился, собственники внутри делали ремонт «кто во что горазд» - меняли окна на пластиковые, делали перепланировку. Помещения занимала в основном творческая интеллигенция: архитекторы, художники и т.д.
В 2017 году началась реконструкция здания под руководством Алексея Гинзбурга, внука главного архитектора и автора концепции дома. Главной целью было воссоздать исторический облик здания и вернуть ему функцию жилого дома с недвижимостью элит-класса. При строительстве дом был выкрашен в теплый молочный оттенок, и в ходе реставрации цвет здания постарались сделать именно таким. Были снесены стены на первом этаже здания, и жилой корпус снова стал «домом на ножках», приподнятым над землей на колонах.
Отреставрирована открытая крыша, которая станет смотровой площадкой. Близко к историческому внешнему виду восстановлены элементы интерьера: радиаторы, сантехника, освещение, ручки на окнах.
В 30% ячеек сделали реставрационный ремонт – восстановили изначальную цветовую гамму помещений, остальные 70% выполнены в нейтральных тонах. На верхнем этаже расположены апартаменты, воссозданные по историческим данным, в которых желающие могут остановиться на время. После реставрации в жилом комплексе планируют открыть музей истории дома, кафе и другие общественные заведения.
Реставрация дома Наркомфина завершилась летом 2020 года. Еще до ее окончания все 44 квартиры были проданы, их стоимость в зависимости от площади варьировалась от 22,7 до 120 млн рублей.
Окна дома Наркомфина воссозданы в историческом виде
Одна из визитных карточек дома Наркомфина – ленточное остекление, которые создает уникальный облик фасада здания. В 1930е годы, в эпоху расцвета конструктивизма, тип остекления, когда окна создают длинные непрерывные полосы, как бы опоясывающие здание, был новаторством и стал популярен.
В доме Наркомфина было применено инновационное для того времени раздвижное ленточное остекление в две нити. Рамы в неподвижных частях окон были железобетонными, подвижные части (створки) изготавливались из дуба, двигались на роликах по направляющему рельсу и не были окрашены, чтобы при перемещении слой краски не повреждался. Вместо уплотнителя использовался брезент и войлок.
Выбор раздвижного ленточного остекления в те годы был обусловлен рядом технологических преимуществ перед стандартными окнами:
- в помещение поступало больше света за счет большей площади прозрачной части окна;
- створка не занимала часть пространства при открывании (важно для комнат небольшой площади);
- удобное проветривание: в отличие от форточек, раздвижная створка позволяет открывать окно на любое расстояние и регулировать поток воздуха, от микропроветривания до полного открытия проема. Для перемещения створки в профиле сделаны специальные вертикальные углубления (выемки) для пальцев ладони.
- высокая герметичность: в закрытом положении на верхней и нижней горизонталях створок расположены уникальные ручки с эксцентриком. При повороте оконной ручки эксцентрик прижимал створку к раме, создавая плотное, герметичное соединение.
Такие окна были настоящим инновационным прорывом для того времени. Однако спустя пару десятилетий они пришли в негодность – уплотнение износилось, сдвижные механизмы начало заклинивать, бетонные рамы стали осыпаться.
Реконструкция здания Наркомфина требовала, чтобы окна были воссозданы с исторической точностью, и архитекторы и инженеры проделали огромную работу. Часть рам и створок (наиболее сохранившиеся) полностью восстановлены. В них сохранено остекление в 1 стекло. В общей сложности удалось отреставрировать более 40 рамных конструкций. Остальные створки были изготовлены заново, для их производства использовали сосну.
Окна были модернизированы с учетом текущих требований для комфортного проживания: на внутренней нити остекления вместо одинарных стекол установлены стеклопакеты, на некоторые створки добавлены дополнительные варианты открывания для проветривания. Но неизменным осталось главное преимущество ленточного остекления – обилие света.
Еще один удивительный факт: в доме частично сохранились оригинальные оконные ручки, которые отреставрировали и установили на новые окна. По их образцу в массовом количестве изготовили аналогичные новые ручки, которые в целом повторяют оригинал, но немного отличаются от него.
Панорамное остекление в общественном корпусе (так называемый «витраж») – еще одна уникальная особенность дома Наркомфина. Его также полностью отреставрировали – внешний контур заменили точной копией, а внутреннюю часть оставили подлинной, заменив разрушенные части фрагментами с внешних рам.
Необычная история дома Наркомфина привлекает к этому объекту внимание жителей города и гостей столицы. Реконструкция дала возможность воссоздать исторический облик здания и вернуть ему первоначальную функцию жилого дома. Уникальные деревянные окна стали важным элементов в новом облике дома.
Комментарии(0)
Комментарии(0)