Окна часто называют глазами дома. Именно от этих элементов во многом зависят характер и индивидуальность здания, идет ли речь о фасадах или же интерьерах.
«Представьте, какую площадь окно со шторами занимает в помещении. Как правило, это целая стена! Причем часто она находится напротив входа в помещение и первой бросается в глаза», – говорит дизайнер Татьяна Андриянова. В самом деле, для правильного восприятия интерьера очень важно продумать декор окна и вписать его в общую концепцию.
«Хорошо оформленные окна могут преобразить самый простой интерьер, – добавляет Наталья Сорокина, директор мастерской интерьеров NS-studio. – Часто интересные окна делают весь облик квартиры. Они позволяют управлять атмосферой, освещенностью, цветом. Неудачные окна, наоборот, могут испортить всю работу дизайнера».
При этом не существует универсальных решений, подходящих для любых интерьеров. Каждый раз дизайнер и владелец жилья совместно творят новые образы, соединяя различные элементы, технологии, добавляя по вкусу аксессуары и приправляя цветовыми решениями. Попробуем разобраться в ингредиентах, составляющих рецепт идеального окна.
Повлиять на размер и форму окна под силу, к сожалению, только владельцам частных домов – но только на этапе проектирования. Жителям многоквартирных высоток придется довольствоваться тем, что предусмотрел застройщик. Это обидно, ведь главная модная тенденция сегодняшнего дня – большие панорамные окна. В Европе такие конструкции не редкость, у нас также можно встретить здания, в котором стекла занимают преимущественную часть стен.
«В России, к сожалению, жив миф о том, что большие окна – это холодно, – сетует Лариса Бокарева, дизайнер интерьеров бюро «Четыре комнаты». – Однако современные энергосберегающие технологии позволяют сделать окно большим и светлым, и вместе с тем – теплым и функциональным. Из-за неоправданного страха замерзнуть люди лишают себя удовольствия наслаждаться солнечным светом в жилье. Это касается не только окон в жилых комнатах, но и конструкций в ванных, кухнях, на террасах и даже в подсобных помещениях».
В России растет популярность панорамного остекления
Конечно, нужно не просто руководствоваться правилом «чем больше, тем лучше». Выбирая размер и форму оконного проема, необходимо учитывать общую дизайнерскую концепцию.
«Помните: окно – один из самых заметных элементов интерьера. Например, ленточное остекление, когда в ряд выстраиваются несколько оконных блоков, добавит воздуха в строгий современный дизайн, а арочные окна подчеркнут классические линии, – объясняет Наталья Сорокина. – Используя разные формы светопрозрачных конструкций, можно даже стилизовать дом под европейскую постройку. Например, для английской архитектуры характерны узкие и высокие окна».
Современные окна имеют самые различные формы: круглые, треугольные, овальные, трапецеидальные. Необычная конструкция сразу станет ярким акцентом здания. Конечно, сроки выполнения нестандартного заказа гораздо больше, а за отступление от прямоугольного стандарта придется заплатить по особому тарифу. Но траты окупятся, когда гости будут восхищенно восклицать, разглядывая ваш эксклюзивный интерьер.
Цвет и фактура
Нет смысла ограничивать себя и в выборе оттенков для оконной рамы – они могут быть любыми. Чтобы конструкция вписалась в цветовое решение интерьера, стоит использовать ламинированные профили, покрытые специальной полимерной пленкой, имитирующей различные фактуры. Наиболее популярна ламинация под древесину, причем поверхность пленки точно воспроизводит естественные прожилки этого материала. А дерево из моды не выходит никогда.
Но только древесными оттенками возможные варианты не ограничиваются. Производители предлагают самые разнообразные цвета и колеры, вплоть до имитации металла. К примеру, оттенок «серебристый металлик» отлично подойдет для интерьеров в стиле hi-tech.
«Современные технологии позволяют изготавливать конструкции различных тонов, которые впишутся практически в любой дизайн. Кроме того, цветной профиль не только эстетичен, но и долговечен. Покрытие прослужит как минимум двадцать лет. Конечно, при условии, что профиль произведен на современном оборудовании с соответствующим контролем качества, – подчеркивает Рафик Алекперов, технический директор компании PROPLEX(первого российского разработчика и крупнейшего производителя оконных ПВХ-систем по австрийским технологиям).
Еще одна дизайнерская уловка – фальшимпост или накладной шпрос. Это накладной профиль, который устанавливается на стеклопакет с внутренней и наружной стороны и тем самым визуально разделяет окно на несколько частей. Так можно сымитировать средневековые европейские окна и создать иллюзию классического стиля – от готики до арт-деко. Эксперты полагают, что импосты стоит использовать только тогда, когда нет возможности сделать настоящий сложный переплет. А его изготовление значительно удорожает окно.
Изящность окнам также придаст штапик. Это пластиковая рейка, фиксирующая стеклопакет в окне и служащая для декоративной окантовки. Например, штапик «под антик», представленный компанией PROPLEXна выставке MosBuild-2011, не только украсит окно, но и позволит установить более «теплый» стеклопакет.
Ощущение свежести принесет и замена черного резинового уплотнителя, расположенного по периметру стеклопакета, на серый. Такое решение снизит контраст между цветом профиля и уплотнителя. Кроме того, светлые оттенки всегда визуально расширяют пространство, поэтому световой проем окна с серым уплотнителем зрительно кажется больше.
Стеклянные нюансы
Хотя основная функция стеклопакетов в окнах – сохранять тепло и пропускать свет, но дизайнеры не могли пройти мимо такого заметного элемента. Самый дешевый и доступный способ декорирования светопрозрачной части окна – использование всевозможных полимерных пленок: цветных, зеркальных или тонирующих. Увы, они довольно недолговечны и быстро теряют привлекательный вид. Более дорогим решением считаются декоративные вставки в стеклопакеты (имитация листьев, веточек, плодов и т.д.). Наконец, один из древнейших способов украшения – витражи.
Они могут быть выполнены в самых разных стилях и техниках, поэтому неверно представление, что такой элемент декора подходит лишь для классического интерьера. Например, абстрактные и монохромные витражи, где рисунок формируется не только за счет цвета, но и фактуры стекол, весьма популярны в стиле hi-tech.
Витражи никогда не были просто украшением. «Функции зонирования помещений, ограничения обзора с сохранением функции светопропускания, расстановки колористических акцентов в интерьере востребованы в наши дни не меньше, чем при строительстве собора Нотр-Дам в Париже, – рассказывает Василиса Постникова, генеральный директор студии «Стеклосфера-В», член Союза художников России. – Просто в наши дни витраж шагнул в массы, стал относительно доступным элементом дизайна, в том числе и благодаря развитию современных технологий, базирующихся на многовековых традициях и проверенных техниках».
Как правило, витраж помещают как среднее стекло в двухкамерных стеклопакетах, либо он накладывается на стекло со стороны комнаты. При выборе способа установки необходимо учитывать особенности упомянутых техник. Надоевший внутренний декор влечет за собой замену всего стеклопакета, что недешево. Второй способ – внакладку (наложением) – гораздо дешевле, витраж просто снимается с окна и заменяется новым. Этот вариант подходит как для настоящих стеклянных витражей в классических техниках, так и для современных дешевых имитаций витража пленками.
Так называемые наливные[1] или лаковые витражи удалить гораздо сложнее, поэтому разумно стекло с лаковой имитацией делать отдельно от стеклопакета и ставить на него внакладку.
«Срок службы стеклянных витражей измеряется веками, – продолжает Василиса Постникова. – А вот лаковые и пленочные имитации гораздо менее долговечны. Даже при соблюдении всех технологий и использовании качественных материалов с годами они очень заметно выцветают и порою бледнеют настолько, что полностью теряют свой товарный вид. Если же так называемый «витраж» просто отпечатан, как плакат на пленке, и наклеен на окно, то он прослужит пару лет в тени и сезон на солнце, а потом его придется удалить или заменить».
Подоконники и фурнитура
Окно без подоконника кажется нам незаконченным, а значит, к его выбору надо отнестись со всей ответственностью. «Конечно, для дизайнеров предпочтительнее подоконники из натурального мрамора или древесины ценных пород, – говорит Наталья Сорокина. – Но и простой подоконник из ПВХ займет достойное место в интерьере. Тем более что сейчас богат выбор полимерных покрытий, имитирующих фактуры натуральных материалов».
Другой фактор, влияющий на выбор подоконника, – его целевое назначение. «В современных домах подоконник нередко используют в качестве банкетки, – поясняет дизайнер Инна Селиверстова. – Тогда их делают широкими и добавляют подушки. Получается уютное место для чтения и отдыха. А вот если на окне вы планируете разместить цветы или другие дизайнерские элементы, то лучше откажитесь от штор, иначе получится просто склад, прикрытый тканью».
Практичность – главный подход и при выборе оконной фурнитуры. Это неотъемлемая часть любого окна. Причем в современных окнах фурнитура не просто набор петель и ручек, а совокупность сложных механизмов. «Сейчас производители стараются удивить клиентов и предлагают все больше новых дизайнов. Оконные ручки могут быть как в цвет рамы, так и хромированными, позолоченными, нестандартных форм и фактур. Тут важно не увлекаться и помнить, что даже ручка или оконная петля должны соответствовать интерьеру в целом», – предостерегает Лариса Бокарева.
Текстиль и жалюзи
Шторы, изначально придуманные как защита от солнца и нескромных взглядов, стали важным элементом украшения окон. По мнению Ларисы Бокаревой, сегодня неактуальна традиция драпировать окна сложными шторами. Декор становится условным, функциональным и лишь подчеркивает красоту окна. «Текстильное оформление более сдержанное, не такое сложное, как раньше, чаще матовое. Уходят в прошлое блестящие, атласные ткани», – отмечает эксперт.
Несмотря на сдержанность, в моде не только однотонные материалы – рисунок на шторах также занимает лидирующие позиции. «Большинство производителей в последнее время предлагают из коллекции в коллекцию увеличенный в размерах мотив – орнамент, цветок, сюжеты, – замечает дизайнер Татьяна Андриянова. – Это актуально для традиционных и современных тканей. И если в первом случае дизайнеры делают акцент на актуальный колорит, то во втором скорее будут использованы необычные волокна, материалы. Но первенство за натуральной тканью, так что даже синтетика старается быть похожей на нее».
Другой способ скрыться от солнечных лучей и посторонних глаз – закрыть окно жалюзи. Причем иногда это единственный подходящий способ декорирования. Например, при оформлении офисных или иных официальных помещений. В этом случае к интерьеру подбирается наиболее подходящий вариант из ассортимента: вертикальные, горизонтальные, рулонные шторы или плиссе. «Жалюзи, в первую очередь, функциональный элемент, поэтому их не стоит просто противопоставлять текстильным решениям. В жилом интерьере я бы советовала использовать их в кабинетах и гардеробных комнатах, – рассуждает Татьяна Андриянова. – Для этих помещений хорошо подойдут горизонтальные деревянные жалюзи. Компромиссом между текстилем и жалюзи станут римские шторы. Это прямые вертикальные полотна материи шириной 0,5-2 м, которые легко поднимаются и опускаются. В отличие от жалюзи, они не столь активно собирают пыль, к тому же их можно сочетать с обычными легкими шторами».
Итак, когда известны все ингредиенты, только от вас зависит, какими глазами ваш дом будет взирать на окружающий мир. Творите, фантазируйте, делайте моду своими руками, но помните – важно найти правильный баланс. Гармоничное сочетание цветов и форм – главный секрет успеха.
Комментарии(0)
Комментарии(0)