Является ли возвращение таможенных пошлин на импортные комплектующие для автомобилей отходом от правил ВТО и прецедентом для других отраслей, в частности для российского производства оконной фурнитуры, задыхающегося от импорта? ОКНА МЕДИА анализирует ситуацию и оценивает перспективы.
Правила ВТО убивают российское производство
После вступления России в ВТО в 2012 году, в соответствии с правилами организации, Россия снизила или ликвидировала таможенные пошлины на готовую продукцию, что сделало импорт выгоднее собственного производства, понизило инвестиционную привлекательность российских промышленных предприятий, даже в условиях слабого рубля, когда экспортировать товары становится выгодным.
Многие эксперты предупреждали, что вступление в ВТО невыгодно России, что сама ВТО столкнулась с внутренними конфликтами и противоречиями.
Под прессом правил ВТО, отменивших таможенные пошлины на многие артикулы оконной фурнитуры и иные компоненты, задыхаются российские производители. Порядка 77% оконной фурнитуры на российском рынке обеспечивает импорт. В данной ситуации выгоднее импортировать, чем производить, в результате даже крупные немецкие концерны, вложившие миллионы евро в российские производства, сокращают здесь объемы выпуска.
Оконная фурнитура, соотношение Импорта и Российского производства
Россия, 2016 год, доля %
Отраслевой независимый центр О.К.Н.А. Маркетинг
Возврат пошлин на автомобильные комплектующие
Сегодня, когда разрушительный эффект вступления в ВТО более чем очевиден, большинство стран прибегают к протекционистским мерам в отношении внутреннего производства. Однако предстоящий в 2018 году возврат таможенных пошлин на снабжение европейскими комплектующими размещенных в РФ авто-производств вовсе не означает готовности правительства поступиться нормами ВТО ради развития отечественной промышленности.
Речь идет об истечении сроков действия соглашений о промсборке, заключенных Министерством промышленности и торговли РФ с игроками авторынка. Согласно этим договоренностям, производители обязуются создавать автомобили на 60% из российских комплектующих, а в обмен на это получают таможенные льготы для ввоза из Европы оставшихся 40% компонентов.
И вот теперь срок действия этого соглашения заканчивается. Чтобы это не привело к удорожанию автомобилей (что совершенно невыгодно в ситуации падения потребительского рынка), производители присматриваются к альтернативным источникам поставок внутри России, а поставщики готовятся увеличить свое предложение.
Сторонники и противники таможенных пошлин
Компания Полипластик будет увеличивать поставки полимерных композиционных материалов на размещенные в стране автомобильные заводы. На сегодняшний день предприятие направляет свыше 12 тыс. тонн продукции на локализованные в России автомобильные производства. На предприятии утверждают, что раньше весь этот объем композитов поступал из-за границы.
Автопроизводители, напротив, сетуют, что сложившаяся ситуация с отменами таможенных льгот им невыгодна. Иностранные производители автомобилей, имеющие сборку в России, требуют продления действия соглашения о промсборке, утверждая, что в случае их отмены рынку будет нанесен удар, и что в условиях кризиса нельзя принимать резких решений.
Правительство рассматривает различные решения — от новых условий соглашения о промсборке до специнвестконтрактов, предоставляющих налоговые льготы, в частности, позволяющих обнулять федеральную и сокращать региональную часть налога на прибыль.
Рынок окон против норм ВТО
Как видим, предстоящая отмена таможенных пошлин на автомобильные комплектующие уже заставила активизироваться некоторых отечественных производителей, что, в случае повышения таможенных пошлин выгодно и для оконного рынка.
Однако это вовсе не означает готовности правительства к отказу от правил ВТО и возвращению пошлин на те товары, которые оговорены нормами организации. Кремль стремится угодить сразу всем: и заокеанским партнерам, и российским производителям, но обострение кризиса делает невозможным усидеть на двух стульях, а без стимулирования производства и внутреннего рынка невозможно спасти рабочие места, поднять потребительский рынок и платежеспособный спрос, столь необходимые для работы экономики.
Правительство ищет обходные пути, альтернативные решения, которые позволили бы смягчить деструктивный эффект правил ВТО. Подобным образом себя ведут и правительства других стран.
В числе прочих, отечественной экономике остро необходимы и собственные производства оконной фурнитуры и сырья для ее производства, в частности проката из высокоуглеродистой стали. А это значит, что российским производителям фурнитуры следует обращаться за помощью к государству, участвовать в правительственных программах, консолидированно отстаивать свои интересы на государственном уровне.
Комментарии(0)
Комментарии(0)