Рынок окон в качестве сегмента рынка стройматериалов так или иначе испытывает на себе влияние теневых продаж, процент которых в секторе DIY остается значительным. ОКНА МЕДИА анализируют отчет крупнейшего DIY-ритейлера – Леруа Мерлен.
Теневые продажи на рынке стройматериалов составляют от 30% до 60%Теневые продажи все еще занимают существенную долю розничного рынка стройматериалов – к такому выводу пришли эксперты Леруа Мерлен. Согласно материалам доклада, представленного на конференции в рамках выставки недвижимости REX-2017, в последние несколько лет рынок строительных материалов стал более упорядоченным и прозрачным, но теневая перепродажа продукции все еще составляет внушительный объем.
Леруа Мерлен, один из крупнейших европейских DIY-ритейлеров, осуществляет продажу широкого спектра строительных и отделочных материалов и комплектующих, в том числе готовых окон. Авторы отчета фиксируют, что доля теневого рынка по разным категориям товаров на сегодняшний день варьируется от 30% до 60%.
Маркетологи констатируют, что в последнее время ситуация на российском розничном рынке DIY изменилась в пользу крупных ритейлеров, и связывают это со вступлением в силу два года назад ФЗ “О розничных рынках”, который наложил жесткие ограничения на рынки в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе и Крыму. Исключение составили лишь рынки сельскохозяйственных товаров, остальные же теперь обязаны размещаться в капитальных строениях.
Однако окончательно подавить теневиков и консолидировать рынок под “капитальной крышей” крупных сетей государство пока не смогло. На данный момент только в столице имеется не меньше 40 рынков стройматериалов и многие из них не соответствуют новым государственным требованиям. Проигрывая в приятном сервисе, а зачастую и в качестве товаров, клиентам теневого рынка удается выигрывать в цене.
Фото: Окончательно подавить теневиков и консолидировать рынок пока не удалось.
В прошлом году объем рынка хозяйственных товаров (товары для дома, для сада, отделочные материалы) в России составил 1,4 трлн рублей. Эксперты маркетингового агентства Infoline считают, что в 2017 году объем рынка увеличится примерно на 1-2% или на 14-28 млрд рублей. Предположительно, рост будет наблюдаться по трем направлениям: отделочным материалам, товарам для дома и товарам для сада. При этом в денежном выражении потребление товаров Hard-DIY (товаров для ремонта и отделки помещения) будет сокращаться.
Леруа Мерлен расширяет сеть в России или Готовых окон станет большеНа сегодняшний день Леруа Мерлен продолжает расширять свою сеть в России: началось строительство большой точки в Перми, на месте бывшего ипподрома. На огороженном участке площадью 6,1 га идут подготовительные работы, завершить строительство планируется к концу года. На данный момент сеть французской компании охватывает 30 российских городов и включает 61 магазин.
Кроме того, компания активизирует интернет-мерчандайзинг, увязывая работу онлайн и офлайн-магазинов в единую но многоканальную систему продаж.
Сеть реализует готовые пластиковые окна из оконных профильных систем Deceuninck, Wintech, перечень товаров также включает деревянные окна, подоконники ПВХ, отливы и откосы, москитные сетки и др. Можно ли будет говорить о пропорциональном увеличении продаж готовых окон по мере расширения сети? Скорее всего, нет, поскольку главную роль на сегодняшний день в ситуации приглушенных потребительских настроений играет платежеспособный спрос, а он пока еще остается очень вялым. Леруа Мерлен лишь отвоюет часть рынка у иных дистрибьюторов.
С другой стороны, в связи с расширением крупных сетей можно говорить о реконфигурации оконного рынка в пользу тех производителей, которые тесно сотрудничают с сетевиками.
Фото: Расширение крупных сетей говорит о реконфигурации рынка. Мелкие и крупные торговцы на российском рынке стройматериалов
Мелкие торговцы сетуют на то, что государство подыгрывает крупным ритейлерам. Представители строительного бизнеса, особенно в восточной части России, опасаются, что с приходом крупных торговых сетей DIY-сегмента позиции местных игроков строительного рынка могут быть поколеблены. Однако таковы установленные государством правила игры: местным поставщикам придется либо выстраивать отношения с сетями, либо искать собственную уникальную нишу на рынке.
Локальный бизнес не может отменить законы глобализации и не допустить прихода крупных компаний на какую-либо территорию. Однако региональные власти могут создать более благоприятные условия для сравнительно равного соревнования.
Рынок окон и теневые продажиОконный рынок также неоднороден и делится на ряд сегментов (комплектующие, профили, фурнитура, стеклопакеты и др.), каждый из которых по-своему взаимодействует с теневым рынком. Доли теневых продаж в различных сегментах могут варьироваться от 30% до 90%.
К теневому рынку тяготеют мелкий бизнес и товары низких ценовых категорий. Соответственно, чем мельче бизнес — тем выше в нем доля теневых продаж. Крупный бизнес, напротив, торгует легально и доступными средствами стремится нажимать на теневой сектор.
Комментарии(0)
Комментарии(0)