Цены на оконную фурнитуру: итоги 2021 года и прогноз на 2022 год

22-12-202109:00
Компания: ОКНА МЕДИА аналитика / Раздел: Бизнесу

В 2021 году цены на многие комплектующие для производства окон выросли в двухзначных значениях. Цены на фурнитуру для окон были в аутсайдерах роста. Но в 2022 году все может измениться. Подробности, читайте в материале ОКНА МЕДИА.  

Что влияет на стоимость оконной фурнитуры

В себестоимости фурнитуры 80% занимают материалы: металлы (79%) и ПВХ (1%), а 20% другие затраты.

Доли затрат в себестоимости фурнитуры, %Доли затрат в себестоимости фурнитурыИсточник: ОКНА МЕДИА, © oknamedia.ru

Про рост цен на металлы, используемые в фурнитуре, портал ОКНА МЕДИА писал ранее в новости про . За 2 года сталь выросла на 72%, а цинк на 45%.

В текущем обзоре рассмотрим, как менялись другие 20% затраты на фурнитуру в 2020-2021 годах, и представим  прогноз на 2022 год:

  • Логистика (перевозка материалов и готовой фурнитуры, таможенные процедуры);
  • Производственные затраты (электроэнергия, газ, упаковка, зарплата и прочее);
  • Курс национальной валюты стран, где производится фурнитура (влияет на цены на материалы, цены на международные перевозки, на производственные затраты (особенно, если энергоресурсы импортируются).

Рост цен на логистику в 2021 году

Доля логистики в цене оконной фурнитуры составляет от 5% до 11%. Фурнитура доставляется как по России, так и из-за рубежа. Учитывая тот факт, что около 75% оконной фурнитуры импортируется, международные перевозки, а точнее – цены на них, оказывают существенное влияние на формирование цены фурнитуры для российских потребителей – производителей окон.

По оценкам экспертов, за последний год стоимость международных грузоперевозок выросла следующим образом.

Рост цен на международные грузоперевозки, %Рост цен на международные грузоперевозкиИсточник: Stalogistic, © oknamedia.ru

  • Автотранспортом: +12,5%;
  • Морем: +85%;
  • Железнодорожным транспортом: +80%.

На внутренних линиях в России цена перевозок в среднем за 1-е полугодие выросла на 15%, а по отдельным направлениям до 25%.

Российские грузоперевозчики отмечают несколько причин сложившейся ситуации:

1. Дефицит водителей и рост их зарплат. Водители большегрузного транспорта уходят в такси и e-com-доставку с более комфортными условиями труда и конкурентной зарплатой. Отмечается нехватка водителей для большегрузов до 25%. Владельцы автотранспортных предприятий вынуждены поднимать заработные платы водителям, что также влияет на рост цен на грузоперевозки.

2. Рост цен на новые автомобили и их обслуживание. Дефицит на рынке большегрузов и курсы валют способствовали подорожанию в этих направлениях, в среднем на 25%.

3. Подорожание топлива. Топливо занимает около 50% в тарифе на перевозку. К примеру, цены на автомобильное топливо в январе-сентябре 2021 года по отношению к аналогичному периоду 2020 года, выросли в среднем по бензину на 6%, по дизельному топливу на 4%. Росли цены на топливо и в Европе. В Германии, например, ситуация следующая.

Рост цен на автомобильное топливо
Германия, октябрь 2020 г. – октябрь 2021 г.

Вид топлива

Рост цены

Бензин-95, бензин Е10 (бензин-95 с этанолом)

+0,42 евро (+34%)

Дизельное топливо

+0,49 евро (+46%)

Цена дизельного топлива достигла 1,555 евро/литр, побив предыдущий рекорд августа 2012 года (1,554 евро/литр). Бензин Е10 в конце октября стал стоить 1,667 евро/литр, также приблизился к рекордному показателю сентября 2012 года (1,709 евро/литр).

4. Индексация платы в систему «Платон». С февраля 2021 года в очередной раз была проиндексирована ставка в систему «Платон» в сторону увеличения. Это автоматически повысило затраты автоперевозчиков и стало следствием поднятия ими цен на свои услуги.

Ставка и рост тарифа в систему «Платон»
руб., %Ставка и рост тарифа в систему «Платон»Источник: Правительство РФ, © oknamedia.ru

  • Рост объемов заказов на перевозку. Восстановление экономики привело к росту заказов и увеличению объемов грузоперевозок. Спрос стал превышать предложение. На этом фоне грузоперевозчики стали поднимать цены.
  • «Обеление» грузоперевозчиков. Процесс «обеления» грузоперевозчиков происходит не первый год. Но, начиная с 2020 года его темпы приняли масштабный характер. Это не дает грузоперевозчикам экономить на налоговых выплатах и использовании дешевого беззакцизного топлива. Расходы растут, с ними растет и цена за перевозки. На это также повлиял запрет на использование льготных налоговых режимов для транспортно-экспедиционных услуг.
  • Закрытие МКАД для транзитных большегрузных и среднетоннажных автомобилей. Через МКАД проходило большое количество грузовых маршрутов. Закрытие данной возможности вызвало необходимость организации новых маршрутов для транспорта, в большей степени – объездных путей. Это увеличило стоимость перевозок, в среднем, на 25%.

Все эти причины привели к росту стоимости грузоперевозок, что отразилось и на цене перевозимого груза.

Рост внутрипроизводственных затрат

На цену оконной фурнитуры влияют внутрипроизводственные затраты. Немаловажную долю в них составляют затраты на газ и электричество. Эти расходы сильно выросли в Европе и на Украине. Европа по собственному желанию ушла с долгосрочных контрактов на поставку газа, перейдя на спотовые биржевые цены. К осени 2021 года цены совершили резкий подъем, достигнув 6 октября исторического максимума 1937 $ за 1000 м3. Для сравнения, на конец апреля 2020 года на крупнейшем газовом хабе ЕС – TTF в Нидерландах цена составляла 64 $ за 1000 м3.  Таким образом, цена в начале октября 2021 года выросла по отношению к концу апреля 2020 года в 30 раз. На 21 декабря цена побила исторический рекорд, приблизившись к 2200 $ за 1000 м3.  Резко выросли и цены на электроэнергию. На Украине ситуация с газом и электроэнергией стала угрожающей для экономики и населения. По данным производителя фурнитуры с Украины, газ для них подорожал на 70%, а электроэнергия на 300%. Поэтому неудивительно, что цена на украинскую фурнитуру в 2021 году выросла на 18%.

Все эти факторы, учитывая их существенный рост, влияют на себестоимость оконной фурнитуры и, как следствие, на отпускную цену.

Курс национальных валют: турецкой лиры, рубля и гривны к евро

В России представлена оконная фурнитура российского (российских и европейских брендов), европейского, украинского и турецкого производств.

На конечную цену фурнитуры оказывает влияние не только цена используемых материалов, но и другие факторы, включая курсы национальных валют государств, где произведена фурнитура.

Динамика курса национальных валют Турции, Украины и России к евро в 2020 и 2021 годах представлена ниже.

Курс турецкой лиры и рост цены турецкой фурнитуры

Курс турецкой лиры в 2020-2021 годах изменялся следующим образом.

Курс турецкой лиры к евро*
2020 – 2021г.г., евро в 1 лиреКурс турецкой лиры к евроИсточник: Bankiros, © oknamedia.ru

*сколько евро в 1 лире – показывает динамику роста лиры к евро

За 2 прошедшие года курс турецкой лиры, за исключением небольших коррекций, стремительно шел вниз.

Рост турецкой лиры за 2 года, 1 год и за 11 месяцев 2021 года

Сравниваемый показатель
К периодам
Рост
25 ноября 2021 (1 лира=0,073 евро или 1 евро=13,7 лир)
За 2 года – к январю 2020 (1 лира=0,152 евро или 1 евро=6.6 лир)
-52%
За год – к ноябрю 2020 (1 лира=0,106 евро или 1 евро=9,4 лир)
-45%

За 11 месяцев – к январю 2021 (1 лира=0,111 евро или 1 евро=9 лир).

-34%

 Вывод: курс турецкой лиры за 2 года упал на 52%.

Турецкая лира начала свое поступательное движение вниз с середины 2017 года. Этому способствовали несколько причин:

  • Конфликты с западными партнерами, особенно с США;
  • Рост госдолга;
  • Уменьшение валютных резервов;
  • Мировая пандемия COVID-19 (высокий уровень инфляции и вливание средств в восстановление экономики);
  • Снижение ключевой ставки.

Беспрецедентное падение турецкой национальной валюты произошло в конце ноября 2021 года. 25 ноября лира упала по отношению к началу ноября сразу почти на 20%: с 11,1 лир за евро до 13,7 лир за евро.

Одной из главных причин падения лиры, стала политика ЦБ Турции по снижению ключевой ставки. В середине ноября 2021 года этот показатель был снижен сразу на 100 пунктов: с 16% до 15%. Лира рухнула до исторического минимума. Давление на ЦБ в этом вопросе было оказано Президентом Турции. Фактически сознательное снижение курса лиры, на первый взгляд должно благотворно отразиться на турецких экспортерах. Турецкие товары на международных рынках должны становиться более конкурентноспособными по цене. Однако производство товаров и турецкая экономика зависят и от импортных поставок сырья и комплектующих, которые стали существенно дороже. У страны много кооперативных связей с иностранными предприятиями, откуда закупаются материалы и оборудование. Таким образом, девальвация национальной валюты в конечном итоге способствует повышению отпускных цен на продукцию турецких производителей.

Власти Турции заявляют, что причиной сложившейся ситуации являются внешние «недружественные» факторы, и Правительство продолжит начатый курс с уверенностью в успехе. По мнению экономистов, это может стать причиной дальнейшего снижение курса турецкой лиры со всеми вытекающими последствиями.

По состоянию на 21 декабря 2021 года курс турецкой лиры упал еще ниже до 17,49 лир за евро. Днем ранее был отмечен рекордный показатель 19,11 лир за евро.

Если рассмотреть среднерыночный рост цены турецкой фурнитуры на российском рынке, то цифры выглядели следующим образом:

  • В 2020 г.: 0%;
  • В 2021 г.: 3%-5%.

Цены на сталь начали расти с ноября 2020 года. Поэтому на конец года это не отразилось на цене на турецкую фурнитуру (рост 0%). За 11 месяцев 2021 года турецкие производители и продавцы турецкой фурнитуры подняли цены в среднем на 3%-5%, что ниже, чем у всех остальных. В определенной степени, этому могла способствовать слабая лира и имеющиеся запасы сырья на 2021 год. В следующем году эти запасы будут исчерпаны.

Курс российского рубля и рост цены европейской фурнитуры

Курс российского рубля в 2020-2021 годах изменялся следующим образом.

Курс рубля к евро*
2020 – 2021г.г., евро в 1 рублеКурс рубля к евроИсточник: Bankiros, © oknamedia.ru

*сколько евро в 1 рубле – показывает динамику роста рубля к евро

Рост рубля за 2 года, 1 год и за 11 месяцев 2021 года

Сравниваемый показатель
К периодам
Рост
25 ноября 2021 (1 рубль=0,0146 евро или 1 евро=68,3 рублей)
За 2 года – к январю 2020 (1 рубль=0,0146 евро или 1 евро=68,3 рублей)
-18%
За год – к ноябрю 2020 (1 рубль=0,0111 евро или 1 евро=89,89 рублей)
+8%
За 11 месяцев – к январю 2021 (1 рубль=0,0111 евро или 1 евро=90,4 рублей)
+8%

 Вывод: курс рубля за 2 года упал на 18%.

Если рассмотреть рост цен на европейскую фурнитуру на российском рынке за рассматриваемые периоды, то в конце ноября 2021 года он составил в среднем:

  • В 2020 г.: 4%;
  • В 2021 г.: 6%-7%.

Курс украинской гривны и рост цен украинской фурнитуры

Курс украинской гривны в 2020-2021 годах изменялся следующим образом.

Курс гривны к евро*
2020 – 2021г.г., евро в 1 гривнеКурс гривны к евроИсточник: Минфин Украины, © oknamedia.ru

*сколько евро в 1 гривне показывает – динамику роста гривны к евро

Рост гривны за 2 года, 1 год и за 11 месяцев 2021 года

Сравниваемый показатель
К периодам
Рост
25 ноября 2021 (1 гривна=0,037 евро или 1 евро=27 гривен)
  • За 2 года – к январю 2020 (1 гривна=0,037 евро или 1 евро=27 гривен)
-11%
За год – к ноябрю 2020 (1 гривна =0,03 евро или 1 евро=33,3 гривен)
+10%
За 11 месяцев – к январю 2021 (1 гривна=0,029 евро или 1 евро=34,5 гривен)
+14%

Вывод: курс гривны за 2 года упал на 11%.

Если рассмотреть рост цены на украинскую фурнитуры на российском рынке за рассматриваемые периоды, то на конец ноября 2021 года он в среднем составил:

  • В 2020 г.: 0%;
  • В 2021 г.: 8%*.

*Процент роста также зависел от объема закупок компании и стоимости доставки.

Курс российского рубля и украинской гривны показывают схожую динамику. При этом рост курса гривны (+14%) по отношению к евро в 2021 году на 6% превысил рост курса рубля (+8%). Это в определенной мере могло повлиять на удорожание украинской фурнитуры на российском рынке.

Рост цен на оконную фурнитуру для российских переработчиков
2020 – 2021 г.г., %

Период
Среднерыночный рост фурнитуры, % по странам-поставщикам
Европейская (с российским производством)
Турецкая
Украинская
2020 г.
4%
0%
0%
2021 г.
6%-7%
3%-5%
8%


Прогноз на 2022 год – дефицит стали, дефицит фурнитуры

Как было отмечено в , он за 2 года составил +72%. В 2022 году переработчики–производители изделий из стали, могут столкнуться с новой проблемой – дефицитом металла. Власти Китая, крупнейшего мирового производителя стали, приняли решение с начала 2022 года сократить объемы производства на сталелитейных заводах в 28 городах. До 15 марта планируется сокращение до 30% от общего объема относительно аналогичного периода 2021 года. Об этом сообщил со ссылкой на принятый властями КНР документ.

Прибегнув к таким мерам, Китай стремится добиться углеродной нейтральности экономики к 2060 году. В провинции Таншань это делается еще в преддверии Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр для снижения вредных выбросов в атмосферу.

В 2020 году Китай произвел 1 миллиард 65 миллионов тонн стали, что на 7% больше, чем в 2019 году (1,05 млрд т.) и на 15,3% больше, чем в 2018 году (996,3 млн т.).

2022 год может ознаменоваться дефицитом стали в мире. Эта ситуация может отразиться на объемах производства оконной фурнитуры, и привести к ее дефициту на рынке.

Вывод

За последние 2 года ситуация на рынке фурнитуры для окон сложилась непростая. Затраты на производство фурнитуры росли не только за счет роста цен на металлы, но и роста производственных и логистических издержек. 2021 год прошел под давлением цен на ПВХ и стекло. Производители фурнитуры имели долгосрочные годовые контракты по фиксированным ценам, тем самым сдерживали рост. Но в 2022 году цены на металлы находятся на одних из самых высоких отметок, поэтому участники рынка будут наблюдать новый «виток» цен на фурнитуру с учетом новых биржевых индексов. Можно прогнозировать, что фурнитура для окон вновь увеличит долю в стоимости окна с 20% до 22-23%. А дефицит стали на мировых рынках может подстегнуть новый рост цен на сырье, и может стать новой «головной болью» для обеспечения достаточного объема фурнитуры.

Комментарии(0)

Комментарии(0)

Добавить комментарий

Все комментарии проходят проверку на СПАМ и соответствие правилам ОКНА МЕДИА
Имя
Это поле необходимо заполнить.Минимальное количество символов - 2.Максимальное количество символов - 50.
E-mail (Нужен для удаления комментария и получения ответов)
Это поле необходимо заполнить.Bведите корректный адрес электронной почты.
Сообщение
Это поле необходимо заполнить.Минимальное количество символов - 2.Максимальное количество символов - 3000.
Даю свое согласие на сбор, хранение, обработку персональных данных, с политикой конфиденциальности ознакомлен и согласен.
Отменить
Kupi okno 2h

Окна в вашем городе

+7 (800) 500-40-33(звонки по России бесплатно)Рассчитать онлайнУслуга бесплатна