
При этом мы только упомянули о том, что из стекламожно изготавливать такие прекрасные изделия, как витражи, но ничего оних не рассказали. А ведь они самого подробного рассказа вполнезаслуживают. И сегодняшний наш обзор мы решили посвятить именно этойтеме. Помочь нам в этом мы попросили начальника отдела художественногостекла НПЦ «Стекло и стеклоизделия» Евгения Павловича Горбачева.
Давайте наш разговор о витражах начнем с истории их появления. Наверное, самой первой витражи стала использовать католическая церковь.Произошло так скорее всего потому, что свет, проходя через витраж,окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу, чтоособенно важно именно в храмах. Произошло это приблизительно в первомтысячелетии нашей эры. Используемое стекло было очень неоднородно и неочень прозрачно. Один из самых первых, известных нам сейчас, витражейбыл обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии.
Он датируется 686годом нашей эры. Но справедливости ради надо отметить, что попыткисоздания чего-то похожего на витражи предпринимались и до этого. Так враннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись тончайшимипрозрачными пластинами камня (алебастра и селенита), которыеподбирались с таким расчетом, чтобы составить красивые орнаменты.
В 1930 году археологамипри раскопках были обнаружены три стеклянныхфрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что датаизготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры.Ну а самым древним из уцелевших образцов считается голова Христа изВейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия.
Самыми старымизаконченными витражами Европы считаются пять фрагментов изАугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких стекол разного цветас использованием техника закрашивания и тонального оттенения. Этаработа выполнена мастерами высочайшей квалификации.
Позднее,примерно во второй половине тринадцатого столетия, в Европе появились,так называемые, Аравийские стеклянные окна - отдельные части стеклавставлялись в мрамор или камень. Узор таких витражей был не оченьбогатым, т.к. ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрическихили растительных.
В начале первого тысячелетия нашей эры(Романский период) в архитектуре стало значительно больше элементов,которые украшали витражами. И появились они опять-таки в соборах, гдетолстые стены вынуждали делать большие окна. Вот их-то в первую очередьи стали украшать виражами. Наиболее типичен для того времени ансамбльиз трех окон, символизирующих Святую Троицу. Вначале в таких витражахиспользовался все тот же растительный орнамент с преобладанием красногои синего цветов. Постепенно рисунок усложнялся, в нем появилисьчеловеческие фигуры. Примером может служить большое Распятие на крестеиз собора в Poitier (1165 - 1170 г.г.) или большие фигуры из собора вCanterbury (около 1200г). Процесс развития витражного искусствапродолжался, и новым этапом считаются витражи в Королевской церквиаббатства Сен-Дени. Здесь в витражные панно были включены не толькофигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых.
В эпоху Возрождения витражи в полной мере становятся картинами среалистической передачей объема. Они создаются как живопись на стеклена основе полотен известных художников. В XVI в. получилираспространение небольшие кабинетные витражи для украшения комнат.В Россию витражи пришли из Европы и применение их у нас началосьзначительно позднее. Произошло это в эпоху правления Петра I. Но, также как и в Европе, их устанавливали в основном в церквях. Позднее ихстали применять и для декоративного оформления внутренних интерьеровчастных домов.
Надо сказать, что витражи у нас никогда широконе применялись, поскольку витраж во все времена был изделиемдорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения приостром желании их все-таки иметь, например, в советский период привелак появлению различных технологий-заменителей. Подробно о них в Вашемобзоре вряд ли стоит рассказывать, но одну технологию (обнаруженную винтернете - В.К.) привести просто необходимо. Причем дословно.
«ВИТРАЖ ЭТО ПРОСТО!»«Возьмитестекло нужного размера и лист белой бумаги такого же размера. На бумагебудет выбранный Вами рисунок в цвете. Положите лист бумаги рисункомвверх. На него положите стекло. Поверхность стекла тщательнообезжирьте. Контуры рисунка проложите шкурками от обуви (лучше черногоцвета) и приклейте их эпоксидным клеем. Теперь остается залитьпромежутки между границами контуров рисунка цветной клеевой смесью.Приготовление цветного клеевого состава производится на эпоксиднойоснове. Сначала приготовьте эпоксидный клей, затем добавьте и негопасту от шариковой ручки необходимого цвета и в нужной тональности.Клеевая цветная смесь схватится через три-четыре часа, в зависимости отокружающей температуры. А через двадцать четыре часа уже готовый витражВы можете установить в окно. При ярком солнечном освещении такой литражотлично смотрится вместе со шнурками». Вот так. «ВСЕ ПРОСТО!». Главное «достать» шнурки в необходимом количестве.
Честно говоря, и сейчас широкого применения витражей тоже не видно,т.к. экономическое положение таково, что позволить себе приобрестивитраж может пока еще далеко не каждый. Но тем не менее, спрос навитражные изделия постепенно растет. Это отчетливо видно по сравнению стем же периодом прошлого года. Это же отчетливо показала прошедшаянедавно на Красной Пресне выставка «СТЕКЛО 2001». Если на аналогичнойвыставке 2000-го года витражами интересовался в основном частныйпотребитель, то в этом году ими интересовались в основном специалисты(архитекторы, дизайнеры и т.д.), которые отчетливо представляют, чтоони хотят и как то, что они хотят, должно быть сделано. И это,безусловно, радует.
Стекло чьего производства сейчас используетсяотечественными мастерами для изготовления витражей? Отечественныезаводы, производящие необходимое для изготовления витражей цветноестекло можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. Причем дляэтого вполне хватит пальцев на одной руке. Пожалуй, наиболее известензавод в г. Чернятин (Брянская обл.). Еще один известный завод есть вТвери. Остальные производители более мелкие и выпускают стеклоограниченным объемом и небольшого размера. Из перечисленных заводов,прежде всего, выделяется именно Чернятинский завод. Там затеяли крупноепереоснащение производства, повысили качество и ассортимент продукции.И даже название завода сменили - теперь он называется ООО«Стальстекло». На прошедшей на Красной Пресне выставке мне довелосьразговаривать с заместителем директора завода Евгением АлександровичемКирилловым. Он с большим интересом отнесся к работам, выполненным изстекла производства их завода, интересовался что нужно сделать, чтобыповысить качество стекла и приблизиться по качеству к международнымстандартам, рассказывал о планах завода на будущее. Лично у меня послеэтой беседы возникла уверенность, что завод в самом скором времениначнет выпускать стекло ничуть не хуже, чем, например, в Италии. Сейчасони прикладывают максимум усилий, чтобы этого добиться.
Наотечественном рынке довольно широко предлагается импортное стеклосамого разного производства. Стекло это, как правило,высококачественное, и потому очень дорогое. А это значит, чтоизготавливать из него витражи и приобретать такие изделия могут себепозволить далеко не все. Для сравнения можно привести такой факт: еслисамое дорогое стекло производства уже упомянутого нами Чернятинскогозавода (мы по старой памяти будем называть его именно так) стоит около$ 15 за квадратный метр, то цена на импортное стекло доходит до $ 200за тот же квадратный метр. Это я называю цену на стекло европейскогопроизводства, американское же стекло обходится еще дороже. И если врезультате вираж из отечественного стекла обходится потребителю около $300 за квадратный метр, то попробуйте сами подсчитать во сколькообходится квадратный метр витража из импортного стекла.
Тогдапочему же многие отечественные производители витражей продолжаютработать только на импортном стекле? Тут все дело в качестве импортногостекла. Пока оно гораздо выше, чем у отечественного. Если уотечественного стекла разброс коэффициента термического расширения(КТР) от цвета к цвету может составлять почти 0,1 по абсолютнойвеличине, то у импортного стекла этот разброс просто минимален. Врезультате процесс изготовления витражей из отечественного стеклаполучается более трудоемким и технически более сложным - приходитсяпроводить целый ряд дополнительных операций и в том числе довольнотонкий отжиг для снятия внутренних напряжений, иначе готовое изделие,изготовленное их стекол разного цвета (и, следовательно, с различнымКТР) может просто растрескаться. С импортным стеклом проблем намногоменьше - у него и цветовая гамма пошире, и температура обработкипониже, и разброс свойств (прежде всего КТР) минимальный, и дажережется оно лучше. Вот эти факторы и заставляют (в буквальном смыслеэтого слова) производителей работать с импортным стеклом.
Кстати,есть и еще один путь. Сейчас многие мастерские по изготовлению виражей,не удовлетворившись качеством отечественного цветного стекла и высокимиценами на импортное стекло, научились изготавливать необходимое дляработы стекло сами. Способы изготовления применяются самые старинные -стекло необходимого цвета варится в печи, а потом раскатывается настоле в лист с помощью деревянной скалки. И виражи, изготовленные изтакого стекла, смотрятся ничуть не хуже, чем из стекла фабричногопроизводства.
Уверен, что наша промышленность на ноги все-таки встанет ивспомнит, какое стекло Русь умела производить. Поэтому считал ипродолжаю считать, что изготавливать витражи надо из отечественногостекла. Нет, совсем не потому, что я плохо отношусь к иностранцам и кимпортной продукции, а потому что цена на виражи, изготовленные изотечественного стекла, получается более приемлемой для, как сейчаспринято говорить, среднего потребителя. И этот наш потребитель вполнезаслуживает того, чтобы у него в доме было красиво. Так пусть одним изэлементов, создающих в доме эту красоту, будет витраж.
Какиевитражи предлагает современный рынок? Слово «Витраж» (vitrage) -французское (от лат. vitrum — стекло). Обозначает оно в классическомопределении сюжетную декоративную или орнаментальную композицию изцветных стекол или другого материала, пропускающего свет. Позднее подвитражами стали подразумевать прозрачные картины, рисунки, узоры,выполненные из стекла или на стекле. В наше время понятие «витраж» ещеболее расширилось и витражами сейчас называют любые декоративныестеклянные заполнения оконных и дверных проемов, подвесных потолков,зимних садов, перегородок, витрин, ширм, панно, световых фонарей,плафонов, бра, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и дажеспециальных художественных изделий для украшения любых интерьеров.
Ну, а для того, чтобы наиболее полно ответить на Ваш вопрос, придетсяввести классификацию витражных изделий, предлагаемых современным рынком. Начнем с классического витража. В классическом витраже отдельные кускицветных стекол соединялись между собой прокладками (шинами) из свинца,как наиболее мягкого металла. Витражи выполняются из бесцветного илицветного стекла, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекласиликатными красками. Правда, технический прогресс внес некоторыекоррективы в технологию изготовления классических виражей - стеклянныедетали теперь набираются не только с помощью свинцовых, но и латунныхпрофилей, а так же латунных профилей со стальной вставкой. Такиевитражи с успехом используются не только для украшения окон, но ипотолочных плафонов и т.д.
Фацетные витражи. Технологияизготовления таких витражей очень похожа на технологию классическоговитража, с той лишь разницей, что по краям использованных элементов(всех или некоторых) снят фацет. Снятие фацета позволяет получитьдополнительную игру света в обработанных гранях элементов витража, ивыглядя такие витражи, безусловно, еще более красиво.
Фьюзинговые витражи. Это витражи, получаемые методомспекания, или даже сплавления элементов стекла различного цвета. Тоесть из стекол различного цвета вырезаются отдельные элементы, которыенакладываются на цельную стеклянную подложку, и затем все этоотправляется в печь. Их печи же достают практически монолитное изделие,в котором все заготовки сплавились с подложкой. Причем готовое изделиеимеет довольно необычную волнистую поверхность.
Дизайн такого изделия ограничен разве что фантазией художника, его создавшего. Кроме «цельных» витражей можно изготавливать фигурные изделия напримервот такого типа. То, что представлено на фотографии, конечно, неявляется, так скажем, «произведением искусства», но довольно нагляднодемонстрирует технические возможности изготовления деталей «несплошной»формы. Ну, а дизайнер или художник найдет и применение для такойтехнологии, и соответствующую форму для будущего изделия.
Оченьхорошо себя зарекомендовала комбинированная технология - из цветногостекла методом фьюзинга изготавливается небольшой элемент сопределенным рисунком (пусть для примера это будет логотип фирмы), изатем этот элемент специальным прозрачным клеем (он не боится ни воды,ни щелочи, ни перепадов температуры) приклеивается к стеклу входной иливнутренней двери. Смотрится такое комбинированное изделие в проемедвери очень красиво. Но дело даже не в этом. Такая комбинированнаятехнология в ряде случаев получается просто незаменимой. Стеклянныедвери сейчас любят устанавливать в любых местах и даже в самыхнеожиданных: магазинах, банках, ..., саунах. Витраж величиной во всюстворку двери там установить невозможно - стекло применяемое в такихдверях обязательно должно быть закаленным. На закаленном же стеклевитраж не сделать - оно после термической обработки, которую проходитвитраж, становится хрупким. Выход один - наклеивать на закаленноестекло отдельно изготовленный элемент. Таким способом можно наклеить назакаленное стекло не один, а несколько элементов, получив, такимобразом, общий большой рисунок. Кстати, эта же технология как нельзялучше подходит и для изготовления виражных элементов подвесныхпотолков. Даже если такой элемент разобьется, то никого не поранит.
Есть какие-то габаритные ограничения для фьюзинговых витражей? Самоебольшое отечественное цветное стекло ограничено размерами 1000х1300 мм(вызвано это прежде всего технологическими ограничениями). И,следовательно, размеры витража тоже будут ограничены именно этимиразмерами.
Какие еще существуют интересные комбинированныерешения? В последнее время стало модно вставлять витражное стекловнутрь оконного стеклопакета при его изготовлении. В результатезаказчик получает готовое окно, внутри которого установлен витраж.Такое решение имеет целый рад существенных плюсов: витраж никогда неразобьется т.к. с двух сторон защищен стеклами, он не пылится и непачкается, т.к. установлен внутри герметичного стеклопакета.
Малирование - прикладное направление технологии фьюзинг. Это технологияизготовления различных предметов обихода (пепельницы, тарелки, блюда ит.д.) с использованием технологии фюьзинга. Технология изготовленияпрактически та же, что и у виражного фьюзинга, но будущее изделие впечи лежит не на плоской подине, а на специальной форме. Стекло привысокой температуре размягчается, при этом отдельные цветные элементыне только сплавляются между собой, но и изделие в целом принимаетзадуманную форму. В результате получается неповторимое объемноеизделие, способное украсить любой интерьер. С помощью изготовленных поэтой технологии элементов можно украсть (использовав технологиюприклейки) и витраж, и просто зеркало, превратив его этим впроизведение искусства.
Зеркальные витражи. Большой интереспредставляют виражи с зеркальным отражением. Для этого изготавливаетсявитраж необходимой формы и размеров и затем на его тыльную поверхностьпроизводится напыление нитрида титана или ему подобного вещества.Причем, отражающая способность такого зеркала может колебаться в любыхжелаемых пределах. А можно изготовить зеркало с одностороннейпрозрачностью.
Витраж, изготовленный пескоструйным методом. Этоочень популярный сейчас метод изготовления витражей. При этом методепесок, подаваемый под давлением на стекло, выбивает на незащищенныхучастках частицы поверхности, делая её матовой. Для того чтобы получитьрисунок на стекле, его вырезают в виде трафарета. Тут могутиспользоваться самые разные методики - трафарет вырезается вручную излинолеума, изготавливается из толстой пленки на плоттере (естественно,этот процесс управляется компьютером) и т.д. Затем этот трафаретнакладывается на стекло, закрепляется, и будущее изделие подается впескоструйную камеру. После этого трафарет снимается. Там гдеповерхность стекла была защищена, оно остается прозрачным. Там, гдезащиты не было - матовой.
Очень интересной разновидностью такихвитражей являются виражи с глубокой выборкой. Такие виражи могут бытьмногоуровневыми (глубина каждого снятого слоя составляет порядкамиллиметра) и, следовательно, объемными. Изготавливают их так же сприменением трафарета, правда более сложного. Сначала снимается состекла одна часть трафарета, и пескоструйным методом с поверхностистекла снимается слой, как мы уже говорили, порядка миллиметра. Затемснимается вторая часть трафарета - и стекло вновь пескоструится доснятия слоя порядка миллиметра (при этом на месте ранее снятого слояобразуется выемка уже порядка двух миллиметров), и т.д. Конечно, этотпроцесс более трудоемкий и более длительный и потому виражи получаютсяболее дорогими. Для изготовления таких витражей используется и болеетолстое стекло - 6-8 мм.
Витражи, изготавливаемые методомгравировки. Для изготовления таких виражей в основном используетсяспециальное гравировальное оборудование (в основном импортное), номногие мастера предпочитают по старинке работать ручным инструментом. Витражи из стекла, полученного путем смешивания стекла различныхцветов. Такое цветное стекло получают еще на стадии изготовлениялистового стекла, путем смешивания стекла различного цвета. То естьжидкое стекло различных цветов выливается на стол и тут жераскатывается в лист. В результате получается стекло с абсолютнонеповторимым сочетанием цветов и рисунком. Причем рисунок настольконеповторим, что практически невозможно получить два одинаковых листа -их рисунок будет похож, но всегда будет отличаться. Вот это-то исдерживает широкое применение витражных конструкций из такого стекла.Над решением этой довольно непростой проблемы, точнее над решениемпроблемы управляемости процессом получения такого стекла сейчас бьетсяСаратовский институт стекла. И если они эту проблему решат - это будетпрорывом в технологии получения цветного стекла, а так же позволитполучать более дешевые витражи.
Имитация классического витража.Классический витраж - дело очень хлопотное. Каждый элемент надовырезать (причем с припуском), обточить в размер, учесть припуски наокантовку, согнуть по размерам и форме отдельных деталей окантовку,собрать конструкцию и спаять её элементы между собой, а в результатепопасть с готовым изделием в необходимый габарит. Причем попасть внеобходимый габарит, что называется, «ноль в ноль», иначе витраж напредназначенном ему месте просто не встанет. Труд это, прямо скажем,каторжный. Для его облегчения сейчас используются самые современныетехнологии, например лазерная или водяная резка стекла, управляемыекомпьютером.
Чтобы не возиться с металлической окантовкой, используютсяспециальные технологии и специальные приборы для заполнения швов междустеклянными элементами - они прекрасно имитируют классическую окантовкукак по прочности, так и по цвету. При этом вся конструкция становитсягораздо легче и прочнее. Потом готовая конструкция наклеивается нацельное стекло, и в результате получается витраж мало отличимый отнастоящего классического. Сверху такой "бутерброд" может прижиматьсявторым листом стекла - в результате получается, так называемый,пакетный витраж.
Расписные витражи. Технология получения витражапутем росписи стекла керамическими красками с последующим обжигомготового изделия. Для такой росписи каждый художник использует своютехнологию и обязательно свои собственные маленькие технологическиесекреты. Одни используют только кисти, вторые предпочитают пользоватьсяаэрографом, третьи совмещают оба способа и прибавляют еще что-то своё.И потому, витражи, изготовленные вроде бы по одной и той же технологии- роспись керамическими красками, но изготовленные разными мастерами,могут отличаться друг от друга на столько, что, глядя на них, ни за чтоне скажешь, что в их основе лежит одна и та же технология.
Пленочные витражи. Для изготовления витражей (точнее было бы сказатьимитации витражей) по этой технологии сначала на компьютереразрабатывается необходимый рисунок. Затем на плоттере вырезаютсяотдельные элементы витража из цветной пленки (сейчас в продаже пленкидовольно много), и затем они собираются в единый рисунок и наклеиваютсяна стекло. Этот способ изготовления витража, пожалуй, самый быстрый инаиболее дешевый. Правда, витражи, изготовленные по этой технологии,высокой долговечностью не отличаются.
Итак, мы с Вами перечислилиразличные технологии изготовления виражей. На самом же деле сиспользованием одной единственной технологии виражи изготавливаютсядовольно редко. Все большей популярностью, как у изготовителей, так и употребителей пользуются комбинированные витражи.
Комбинированные витражи. Эти витражи наиболее оригинальные и получаютих путем комбинации самых разных технологий. Например, используетсякомбинация техники гравировки, пескоструйной обработки и раскраскакерамическими красками. Кстати, керамические краски за поверхность,обработанную песком или гравированную, «цепляются» гораздо лучше, чемза гладкую (необработанную) и смотрятся совсем по-другому. Хотяизготовление таких витражей дело кропотливое и трудоемкое, но зато этиизделия при их кажущейся простоте получаются, как правило, такими, чтопросто невозможно глаз оторвать.
Другим примером комбинациитехнологий являются старинные витражи, рисунки которых приведены вначале этого обзора. В них использована технология классическоговитража в комбинации с росписью керамическими красками. Такаякомбинация технологий позволяет значительно расширить цветовую гаммуизделия, получить полутоновые элементы и элементы с таким переходом изодного цвета в другой, который обычным путем получить абсолютноневозможно. Недаром такие витражи до сих пор считаются непревзойденнымихудожественными шедеврами. В настоящее время появляютсяабсолютно новые направления в искусстве создания витражей. Особенно этозаметно в творчестве молодых талантливых художников. Совсем недавно ябыл на выставке молодых художников-витражистов - некоторые работы меняпросто поразили. Смотришь на них и думаешь - а ведь эти ребята видятвроде бы то же самое, что и я, но видят абсолютно по-новому. И манера,и техника работы у них получается абсолютно иной. И это очень хорошо.Пусть это направление художественного творчества развивается, пусть внем появляются новые приемы и необычные технологии работы (а я уверен,что они и дальше будут появляться и постепенно совершенствоваться), ановые, «нестандартные» работы радуют наш с вами взор. Витражи - они длятого и созданы, чтобы взор радовать.
Комментарии(0)
Комментарии(0)