Архитектура Москвы: молодые архитекторы ждут перемен

21-07-201710:00
Компания: ОКНА МЕДИА / Раздел: Бизнесу

Что происходит с архитектурой Москвы сегодня и какое у нее будущее? Чтобы ответить на этот вопрос, портал ОКНА МЕДИА обратился к творчеству новой волны российских архитекторов. 

Молодая архитектура Москвы: реконструкция и малые формы 



© Оknamеdia

Творчество молодых, как правило, развивается на площадках с малыми объектами, требующими переосмысления, реконструкции либо относится к преобразованию открытых пространств с помощью необычных и, что важно, небольших по размеру нововведений. Свое вдохновение молодые архитекторы, по их собственному признанию, черпают в наследии русского советского конструктивизма и новых дизайнерских школах Европы.

Часто такая концептуальная обращенность сказывается в названиях рабочих групп проектов. Например, бюро Kleinewelt Architekten ясно обозначило в своем наименовании приверженность малым формам и ориентацию на архитектурный опыт Средней Европы. 

© Оknamеdia




По словам архитекторов, за последние несколько лет архитектурный рынок России претерпел значительные изменения. Если раньше новые проекты могли финансироваться только частным инвестором, то сейчас идет активное включение государства в городское строительство и благоустройство. Это отражается на востребованности профессии архитектора и на новых сегментах, с которыми появляется возможность работать. Все чаще молодые профессионалы приглашаются для участия в создании комфортной городской среды, разработке мастер-планов для больших и малых городов России, исследований по созданию комфортной среды обитания  в городе. Большое количество проектов связано не только со строительством, но и с реконструкцией устаревших объектов.

Советское наследие и молодые архитекторы: новое прочтение 

© Фотобанк Лoри

Архитекторы Kleinewelt Architekten (Георгий Трофимов, Николай и Сергей Переслегины) занимались реконструкцией здания на Новокузнецкой,7 в Москве. Основным принципом своей работы они называют уважение к предшественнику и то, что знаменитый Мис ван дер Роэ обозначает less is more, а по-русски часто звучит как «лучшее враг хорошего». Бережное отношение  к наследию, по крайней мере, в случае  с Москвой, молодые называют оптимальным путем развития архитектуры. Постоянные изменения и сносы, «микрореволюции» в градостроительстве, не приводят ни к чему хорошему, констатируют резиденты бюро.

В доме на Новокузнецкой,7 архитекторы постарались максимально очистить здание от лишних наслоений и подчеркнуть его конструктивистскую основу. Основной акцент пришелся на заново прочтенные окна здания: они стали более выразительными и глубокими.

Свой взгляд у молодых и на идею реновации: по их мнению, советские пятиэтажки, утопающие в зелени, гораздо человечнее, нежели каменные джунгли вознесшихся по краям Москвы новостроек, которые метко прозваны в народе «коррупция, застывшая в камне». Если раньше во главе всего градостроительного процесса стоял архитектор, который принимал решение, советуясь с коллегами, то сегодня все определяет заказчик, и его решение не всегда коррелирует с понятием профессионализма. 

Кризис поднял «новую волну» в архитектуре


© Фотобанк Лoри

Установку на творческое преобразование пространства с помощью необычных объектов, где пересекается архитектурная и художественная идея, проповедует выпускник проекта Меганом и владелец собственного бюро WALL Рубен Аракелян. Грамотное преобразование советской застройки, которая на 80-90% превалирует в Москве, - это задача именно молодых. Поэтому в работе своего бюро Аракелян развивает не только проектное, но и исследовательское и образовательное направление. Проект станции метро «Солнцево» и стратегии развития Жуковского, которые ведет архитектор, должны стать воплощением его идей по сбережению пространства и созданию комфортной среды.

Кризис повлиял на перекомпоновку сил на архитектурном рынке. В частности, в  результате кадровых сокращений в больших организациях, появились маленькие бюро, готовые быстро выполнять интересные проекты. Одним из таких стало бюро Form, основанное Ольгой Трейвас и Верой Одынь после ее увольнения из Генплана. Оосбой гордостью архитекторов стало переоборудование здания, где разместился офис знаменитого Гаража. Этот исторический объект помнит таких знаменитых архитекторов, как Жолтовский, Лисицкий и бразилец да Коста. Выставочные пространства – «конек» специалистов Form.

Молодые архитекторы: чего им не хватает 

© Фотобанк Лoри


По мнению Одынь и Трейвас, у молодых российских архитекторов не так много возможностей работать с новостроем, в том числе с большими площадями остекления и новыми дорогостоящими продуктами стекольной промышленности. Поэтому у маленьких архбюро такое количество работ, связанных с реновацией старого градостроительного наследия и с ландшафтной реконструкцией. Возможно, тематика этого рабочего поля определяет столь большое внимание молодых, в общем-то парадоксальное для «новой волны», к сфере исследования наследия прошлого, переработке его идей и склонности к консервации памятников той же советской эпохи  в «очищенном» виде.

Молодые видят в этом объекты искусства и источник вдохновения, а вовсе не суровый балласт, с которым нужно поскорее расстаться. То, что кажется ужасным, со временем становится легендарным, постулирует Вера Одынь. Говоря о проблемах развития архитектуры, основательницы Form фиксируют внимание на том же, что и их коллеги из WALL и Kleinewelt Archtekten:  недостаток образования, особенно, в технической части в сфере молодых и «совсем молодых», который необходимо восполнять; переход  большой доли заказов из частного сектора в государственный, что и будет определять градостроительство в ближайшее время.

Архитектура сегодня: интерес к прошлому или боязнь перемен 

© Фотобанк Лoри


Елена Угловская, партнер проекта Меганом, в отличие от коллег, сконцентрировала свое внимание на ландшафтных зонах. Ее главный объект – проект ландшафтно-парковой зоны Зарядья. Так же, как и архитекторы из других бюро Елена активно ведет исследовательскую работу и настаивает на том, что сегодня формирование вкуса у заказчика и горожан  - основная задача архитектора. Но сам архитектор зачастую бывает недостаточно образован и оперирует ограниченным набором клише.

Интерес к пространству как живому объекту, по мнению Угловской, явление среди архитекторов редкое. Понятие живого тесно связано с переменами, а кризис заставляет бояться перемен. Возможно, именно эта установка на «самосохранение» руководит многими профессионалами в их бережливо-ностальгирующем отношении к наследию недавнего прошлого и возвышению понятия «пустоты».

Экоархитектура как новая традиция

Над «оживлением» пространства работает ландшафтный дизайнер Анна Андреева. Общественное внимание к «зеленой теме» и развитие темы на правительственном уровне города (акция «Миллион деревьев» в Москве) способствуют тому, чтобы отрасль начала постепенно складываться и в России. Однако и здесь, при реализации проектов, приходится сталкиваться с недостатком знаний и вкуса у заказчиков и разработчиков. Кристаллизация традиции требует времени и усилий. Пока что зеленые насаждения не воспринимаются как полноправные элементы градостроительной структуры, как «зеленые стены» города, отсюда и многочисленные ошибки к озеленении пространств города.

40% Москвы – это зеленая зона, но функционально она не структурирована. Дворы превращаются в парковки, парки в пустыри. Деревья, высаженные в ведра  в центре столицы, не растут, а гибнут, уже через год, так как нуждаются в гораздо большем количестве земли. Приведение в порядок зеленых зон позволит городу дышать. Парк «Садовники», над которым работала архитектор, хороший тому пример.

Что направит архитектуру в будущее: доверят ли стекло молодым 

© Фотобанк Лoри


Если подводить итоги тому, как складывается работа молодых в нынешнем градостроительной ситуации, можно увидеть, что большая часть проектов «новой волны» связана с реконструкцией и ландшафтом. «Большая архитектура» достаточно осторожно впускает молодых на свою территорию, что обусловлено боязнью рисков и ошибок. Столичные заказчики предпочитают обращаться к западным гуру при планировании крупных проектов  с применением масштабного остекления. В результате 40% недвижимости объектов премиум-класса в Москве возведено с участием иностранных бюро. Однако, безусловно, что приверженность испытанным решениям не только стабилизирует настоящее, но и лишает его будущего. 

© Фотобанк Лoри


Поэтому, так или иначе, заказчикам, будь то государство или частный инвестор, придется привлекать к своим проектам молодых архитекторов в гораздо большей степени, чем это происходит сегодня, и именно их видение будет определять ход архитектурного развития в России. Есть большая вероятность, что программа реновации, городского благоустройства, проекты эко-кварталов и развитие деревянного домостроения также будут способствовать «прорыву» молодых в обойму востребованных архитекторов столицы.

Портал ОКНА МЕДИА рекомендует: 

Комментарии(3)

Комментарии(3)

Окна в вашем городе

+7 (800) 500-40-33(звонки по России бесплатно)Рассчитать онлайнУслуга бесплатна