В 2023 году тарифы на автомобильные грузоперевозки по России существенно выросли вслед за международными. На сколько выросла стоимость логистики в 2023, почему происходит рост, и какие перспективы, читайте в аналитическом обзоре ОКНА МЕДИА. О ситуации с международными грузоперевозками можно прочитать в предыдущей статье.
Рост объемов и доли автомобильных грузоперевозок в России
Автомобильные грузоперевозки после введения западных санкций в силу меньшей зависимости от инфраструктуры частично заместили собой перегруженные ж/д и «просевшие» морские и авиаперевозки. Этот вид транспорта наиболее мобильный и быстро адаптирующийся к изменениям логистических коридоров. Доля автомобильных перевозок в 2022 выросла с 67,6% до 70,7% в общем объеме грузоперевозок.
Доля автомобильных грузоперевозок
Россия, 2021-2022, %
По данным биржи автоперевозчиков ATI в 1-м полугодии 2023 спрос на автомобильные грузоперевозки в России вырос на 61%, а в мае и июне в годовом выражении – в 2 раза.
Аналитики консалтинговой компании Strategy Partners («дочка» Сбера) в 2023 сделали прогноз по объему рынка автомобильных грузоперевозок России до 2030.
Прогноз по рынку автомобильных грузоперевозок
Россия, 2022-2030, трлн руб.
В денежном выражении, по мнению аналитиков, рынок достигнет 3,03 трлн рублей. Это почти на 40% больше, чем в 2022 г. (2,18 трлн руб.).
На сколько выросла стоимость автомобильных грузоперевозок по России в 2023
Тарифы на автомобильные грузоперевозки по России за 10 месяцев 2023 ощутимо выросли – в среднем от 30% до 50%.
Тарифы на внутренние автомобильные грузоперевозки
Россия, 2022-2023, %
Самыми дорогими направлениями по автомобильным грузоперевозкам по России стали – Северный Кавказ, через который проходит грузовое сообщение с Турцией и Азербайджаном, а также Сибирь и Дальний Восток, откуда грузы идут в Китай и обратно.
"Сроки доставки фурнитуры из Новосибирска в Москву железнодорожными контейнерами в сезон увеличились в три раза – до 20 дней. В разгар сезона для нас такие сроки неприемлемы, и мы искали альтернативные варианты доставки. Перевозки грузов автотранспортом в этом направлении выросли в цене на 40%, кроме того, возникла проблема с поиском свободных машин", – заявила генеральный директор МАКО Фурнитура Светлана Кеся.
Грузы из Поволжья в Москву также показали высокую динамику роста.
«В нашей работе очень много перевозок автомобильным транспортом. Стоимость автомобильных грузоперевозок в 2023 году по России выросла от 30% до 50% в зависимости от направления. Самый большой рост произошел на направлении Москва-Самара. По моему мнению, стоимость автоперевозок внутри страны растет в связи с нехваткой транспорта. Сказывается уход с логистического рынка перевозчиков и дефицит водителей», – прокомментировал Ильдар Яфаров, генеральный директор ТД ССК.
По заявлению владельца ГК Пластика окон и MELKE Владимира Петюшина, стоимость доставки окон еврофурами из Подмосковья в Санкт-Петербург выросла на 30% в 2023 году.
Рост цен на автомобильные перевозки подтверждает и другой крупный производитель окон в России.
"В сезон доля перевозок транспортом логистических компаний в нашей компании занимает около 15-20%. В 2023 году доставка из Иваново в Москву подорожала на 30%. Самая большая проблема, на наш взгляд, это нехватка водителей. По этой причине у транспортных компаний идет простой автопарка», – заявил Котов Евгений, исполнительный директор оконной компании Schtandart.
Менеджеры компаний порой озвучивают стоимость перевозки, исходя из прежнего опыта, а потом оказывается, что машину за эти деньги не найти. Тариф порой может вырасти в 2 раза, если перевозчик не сможет найти обратный груз.
Согласно опроса ОКНА МЕДИА в своем Телеграм-канале – в октябре 2023, у 80% и более опрошенных стоимость логистики выросла на 30% и более.
Лишь у 20% опрошенных стоимость логистики выросла до 10%. Это в основном связано с использованием в работе собственного автотранспорта.
Причины роста стоимости автомобильных грузоперевозок в России в 2023
1. Дефицит водителей
Дефицит кадров – основная боль автопредприятий. Крупные транспортные компании не могут на 100% укомплектовать имеющиеся автопарки. Нехватка водителей категории «Е» – около 20-30% привела к простою в среднем 10-15% от общего количества грузовиков в автопарках.
Пандемия и тренды, которые она породила, привели к глобальному развитию онлайн-ретейлеров, где очень востребованы водители категории «Е» на коротких и длинных перевозках. Согласно данным АКИТ, только за первые 6 месяцев 2023 года E-commerce выросла в России на 20%. Переток водителей в эту сферу начался еще в 2020 году.
«Масла в огонь» подлило начало СВО. Резкий отток водителей в зону СВО серьёзно обострил проблему дефицита кадров. Помимо этого, много водителей потребовалось для восстановления городов, разрушенных боевыми действиями. Зарплаты водителей на стройке, например, в Мариуполе, доходят до 300 тыс. рублей и более в месяц.
Другой системной проблемой является – исключение профессии водитель из системы среднего образования. Престиж ее находится на очень низком уровне. Средний возраст водителей в РФ более 50 лет, молодёжь не хочет связывать свое будущее с этой профессией. В глазах молодых людей образ водителя-дальнобойщика выглядит примерно так – «плохо пахнущий мужчина в грязной футболке и рваных штанах».
Тяжелые условия труда водителей: длинные рейсы, долгое отсутствие дома, некомфортные условия проживания и питания в дороге – не добавляют мотивации молодым людям становится водителями.
«В нашей компании зарплаты водителей находятся на высоком уровне, но при этом все равно ощущается дефицит кадров. Водители проводят в рейсе в среднем 10-12 часов, при этом проезжают более 400 км. Это сложный, тяжелый труд. Мы видим, что водители – соискатели ищут более комфортные условия по рабочему графику, с графиком 5/2 по восемь часов даже сильно теряя при этом в заработной плате» – прокомментировал Евгений Котов, исполнительный директор Schtandart.
Решить проблему могли бы трудовые мигранты. Но претендовать на эту вакансию они не могут из-за того, что патент на работу выдается в пределах 1 области. Везти груз в другой регион будет нарушением законодательства, как работником, так и работодателем. Но даже если решить эту проблему, надеяться на гастарбайтеров как панацею от дефицита водителей вряд ли получится. Иностранцы востребованы в местных перевозках, да и большом количестве других отраслей экономики.
2. Дефицит транспорта и грузоперевозчиков
- СВО и присоединение новых территорий
Присоединение новых территорий, исторических российских земель – ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, потребовало скорейшего их восстановления в связи с масштабными разрушениями от боевых действий и строительства новой необходимой инфраструктуры. Власти стали привлекать все больше грузоперевозчиков для доставки грузов для новых регионов. Это оголило другие транспортные направления, создав там дефицит возможностей автоперевозчиков.
- Нехватка запчастей
Из-за введения санкций появились проблемы с нехваткой запчастей – для китайских грузовиков из-за неотработанной логистики, для европейских – из-за усложнившейся и дорогой логистики в связи с санкциями. Запчасти приходится ждать очень долго.
- Очереди на покупку новых грузовиков
Китайские грузовики, несмотря на то что давно используются в России, у многих перевозчиков вызывают настороженность, в основном из-за возможных проблем с запчастями и сервисным обслуживанием. Вместе с тем, если рассматривать разновидности лидирующих брендов, представленных на рынке, 4 из 5 – это китайские. Но статистика их использования еще достаточно мала, чтобы уверенно говорить об их качестве. Доля КАМАЗа составляет около 25%, завод законтрактован очень сильно, основной спрос идет на тягачи. За магистральными тягачами КАМАЗ выстраиваются очереди, ожидание новых грузовиков растягивается на несколько месяцев.
Помимо самих грузовиков, в дефиците и другая транспортная техника, особенно универсальные 4-осные контейнерные площадки и тентованные полуприцепы на 110 м3.
Возраст грузового автопарка в России на 70% старше 10-20 лет. Из этого несложно сделать вывод о дальнейших перспективах обеспеченности российского рынка транспортом для автомобильных грузоперевозок.
«Техника продолжает выбывать, а рынок испытывает острый дефицит магистральных тягачей. Китайская техника пока еще не перекрыла потребность перевозчиков. Мы видим, что из-за сложностей с поставками запчастей увеличивается простой», – отметил гендиректор транспортной компании Delko, Санджар Ашуралиев.
В FM Logistic оценили ежегодные потребности в грузовиках на замену выбывающим единицам стареющего российского автопарка в 20–25 тыс. машин. Вымывание парка дефицитных тягачей вызывает спекулятивный рост тарифов.
3. Увеличение себестоимости автомобильных грузоперевозок по России
Расходы перевозчиков за последнее время очень сильно выросли. Эта динамика связана с целым комплексом проблем, которые приходится решать.
Рост расходов грузоперевозчиков по отдельным статьям затрат
Россия, 2022-октябрь 2023, %
Увеличение себестоимости грузоперевозок связан с ростом издержек транспортных компаний:
- Рост стоимости грузовики
На рынке новых грузовиков в России после ухода западных производителей доминируют российские и китайские автомобили. Их стоимость после введения санкций резко повысились.
Если до санкций новый КАМАЗ можно было приобрести за 7 млн руб., сейчас его стоимость подскочила до 10-11 млн рублей.
Что касается китайских грузовиков, то, в зависимости от типа, стоимость магистрального тягача до начала СВО составляла, в среднем, 8,5 млн руб. Теперь с учетом падения курса рубля и увеличения утилизационного сбора составляет уже около 14 млн. рублей, а с прицепом до 20 млн. рублей. Рост цен на грузовой автотранспорт составил от 40% до 60%.
- Рост цен на запчасти
Эксперты Банка России оценили рост стоимости запчастей с января 2022 по январь 2023 в среднем на 26-30%. Выросли цены на масла, особенно западных производителей. Существуют проблемы с шинами, западные стало найти сложнее, и они существенно дороже. Китайские и отечественные также подорожали, а их срок эксплуатации в 2 раза ниже, чем у западных, и качество нестабильное.
- Повышение зарплат водителям
Дефицит водителей заставляет руководителей компаний-автоперевозчиков поднимать им заработные платы. По данным SOTA Logistic, сейчас сложно найти водителей дальнобойщиков на зарплату 190–200 тыс. рублей.
Повышение зарплат водителям в 2023 году – одна из основных причин увеличения тарифов в 2023. В среднем повышение составило около 30%.
- Рост стоимости дизеля и бензина
В грузоперевозках используются 2 вида топлива – дизель и бензин. Дизель используется в больших грузовиках и является по сути основным видом топлива. По оценкам специалистов, автомобильные перевозки доставляют около 70% всех грузов в России, а около 90% грузовиков используют дизель. Бензин используется, в основном, малотоннажными автомобилями, перевозящими небольшие грузы.
Цены на автотопливо играют важное значение в себестоимости грузоперевозок. Их повышение ведет к заметному росту тарифов на грузоперевозки.
Стоимость летнего дизтоплива на Санкт-Петербургской МТСБ
Европейская часть России, январь 2023-октябрь 2023 (на 9-е число каждого месяца), руб./т.
Рост биржевых котировок был заметным. После февральского снижения на 9%, существенный рост наблюдался в марте (+19%), августе (+20%) и сентябре (+13%). Всего за 9 месяцев 2023 стоимость поднялась почти на 50%. После принятых российскими властями мер, цена на дизель в октябре снизилась на 16%, что дало в итоге повышение стоимости за 10 месяцев 2023 на 25%.
Помимо повышения цен, в России в сентябре наблюдался дефицит дизеля. Причиной тому стал уход семи НПЗ страны на плановые ремонты.
В сентябре завод «ТАНЕКО» осаждали сотни бензовозов со всей страны – из Дагестана, Оренбурга, Ростова и даже Мурманска. Они ждали погрузку по 3–4 суток. Но это еще был не самый худший вариант – топливо хотя бы было.
На Роснефти была указана цена на дизель, а на заправках его не было, тоже самое было и на Лукойле.
В ответ Правительство запретило экспорт бензина и дизельного топлива, чтобы стабилизировать внутренние цены. Однако дефицит топлива не позволил остановить даже рост цен.
Причины дефицита и роста стоимости топлива?
Россия производит дизельного топлива (ДТ) в 2 раза больше, чем его нужно на внутреннем рынке, так что в нормальной ситуации предпосылок для образования дефицита на внутреннем рынке нет.
Эксперты называют несколько совпавших причин положительной динамики цен на дизель:
- Повышение спроса, включая посевные;
- Серый экспорт;
- Рост акциза;
- Рост налогов для нефтяников;
- Большие стройки;
- Потребности СВО.
Если не брать во внимание потребности СВО, повышение сезонного спроса и большие стройки – не аномальная ситуация августа-сентября текущего года, вызывает вопросы – постановка на плановый ремонт семи НПЗ именно в пиковый спрос. Мотивация была понятна.
На цену и дефицит оказал значимое влияние серый экспорт автотоплива. Спекулянты-трейдеры скупали топливо и отправляли его за границу (до запрета на экспорт). Экспортная цена 90 тыс. руб./т. намного выше, чем в России – 65 тыс. руб./т. Такой «бизнес» сдерживался ранее за счет топливного демпфера, который Правительство летом сократило вдвое. Последующий результат был предсказуем.
На повышение цен на автотопливо в 2023 повлиял рост акцизов на 4% на бензин, дизтопливо с 1 января 2023. В ценообразовании дизельного топлива акциз занимает 60%.
Также увеличились выплаты нефтяных компаний по НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). На налоги у нефтяников уходит до 85% от цены топлива.
По заявлению председателя комитета по грузовым перевозкам и логистике Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан Сергея Сотникова, затраты на топливо на междугородних перевозках на фурах могут составлять 35-37% от общих издержек на перевозку.
4. Рост обрабатывающих производств
После февраля 2022 г. против России введено более 14 тысяч санкций на фоне украинского кризиса. Это стало абсолютным санкционным рекордом по отношению к одному государству. Данная ситуация стало способствовать подъему промышленного производства в России в рамках программы импортозамещения.
По данным Минэкономразвития, рост обрабатывающего производства в России за 7 месяцев 2023 составил 7%.
Лидеры по росту в обрабатывающих производствах
Россия, январь-июль 2023, %
Возникла необходимость в перестройке производственных цепочек, что способствовало росту потребностей в грузоперевозках.
Какие меры властей будут способствовать снижению цен на автомобильные грузоперевозки по России?
1. Смягчение законодательства для иностранцев. Так делают в экономически развитых странах, где профессия водителя грузового автотранспорта становится одной из самых востребованных. Это не решит полностью проблему дефицита кадров, но частично ее разгрузит.
2. Автокаботаж. В конце 2022 подписан закон о разрешении каботажа на территории ЕЭАС. Закон вступает в силу с 1 марта 2025 года. По нему перевозчики из других стран союза – Беларуси, Казахстана, Киргизии и Армении могут заниматься грузоперевозками на территории России.
Каботажная грузоперевозка – перевозка грузов между 2 пунктами одной страны грузоперевозчиком другой страны. |
В этом законе есть определенные ограничения, в том числе то, что каботажная перевозка возможна только после того, как завершена международная грузоперевозка. Таким образом, каботаж относится только к внутрироссийским грузоперевозкам.
Кому выгодно
Разрешение каботажа будет выгодно для потребителей автомобильных грузоперевозок. Каботаж будет способствовать снижению цен на транспортную логистику и, как следствие – снижению их затрат на перевозку грузов. Сейчас российские грузоперевозчики консолидированно держат высокие цены, в том числе – из-за отсутствия внешней конкуренции. Появление на внутрироссийском рынке автоперевозок внешних игроков создаст значимую конкуренцию, что заставит отечественных перевозчиков снизить цены. Цены внешних грузоперевозчиков при входе на российский рынок будут объективно ниже, исходя из нескольких важных факторов (подробнее далее).
Кому невыгодно
Каботажные перевозки невыгодны самим российским грузоперевозчикам. Они считают, что это создаст неравные условия ведения такого бизнеса с точки зрения:
- Приобретения и обслуживания техники;
- Стоимости топлива. Например, на декабрь 2022 цена 1 литра дизеля в Казахстане составляла 37,9 руб., в Киргизии – около 54,9 руб., а в России – 57,4 руб.;
- Уровня оплаты труда персонала. На тот же период среднемесячная зарплата водителя грузовика в российских рублях была: в Киргизии – 17 744 руб., в Казахстане – около 18 500 руб., в России – 81 641 рублей.
Автомобильные грузоперевозчики из стран ЕАЭС смогут комфортно работать в России по ценам, губительным для российских автоперевозчиков, считают представители российских автоперевозчиков, что может привести к демпингу с их стороны и частичной потере рынка для российских компаний и даже уходу определенной части российских грузоперевозчиков с рынка. Оставшиеся, по причине уменьшения прибыли и последующего ограничения в средствах, не смогут обновлять автопарк (актуальная проблема уже сейчас) и даже поддерживать в нормальном состоянии уже существующую технику.
3. Отслеживание цен. Проведение работы по пресечению необоснованных повышений цен на автотопливо, включая меры Правительства, направленные на стимулирование нефтяных компаний сохранять приемлемые цены. Правительство рассматривает вопросы повышения выплат по топливному демпферу, стимулируя поставки на внутренний рынок; введение экспортных пошлин для посредников-перекупщиков; усиление контроля за ценами на АЗС со стороны ФАС.
Что предпринять участникам рынка окон по оптимизации грузоперевозок?
Решить все проблемы грузоперевозок оконным компаниям будет затруднительно, но можно их существенно смягчить.
Участникам бизнеса необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1. Просчитывать экономику доставок в новых реалиях. Что выгоднее – нанимать логистическую компанию, развивать свой собственный парк авто или работать по смешанной модели логистики.
Например, владелец ГК Пластика окон и MELKE Владимир Петюшин для снижения зависимости от логистических компаний планирует увеличивать собственный автопарк категории «Е»».
2. Сокращать продолжительность простоев при погрузо-разгрузочных работах на складах;
Владелец ГК ЭКООКНА Андрей Филоненко планирует оснащать собственный автопарк манипуляторами для погрузки/разгрузки тяжелых оконных конструкций, чтобы увеличить скорость этих операций.
3. Сокращать пустые «обратки» – прорабатывать вопросы загрузки транспорта на обратном пути. Здесь участникам оконного сообщества еще предстоит найти решение.
Помогут ли беспилотные грузовики решить проблемы автомобильных грузоперевозок по России?
Российский проект – Беспилотные логистические коридоры, сейчас, пожалуй, единственный в мире комплексный работающий проект в области беспилотного грузового автотранспорта. Проект носит статус национального – в октябре 2021 его включили в утвержденный Правительством РФ «Перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года».
В конце июня 2023 впервые в России на трассе М-11 «Нева» на маршруте Москва–Санкт-Петербург компании СберАвтотех и Globaltruck в рамках данного проекта запустили коммерческие беспилотные автомобильные грузоперевозки. Сейчас грузовые беспилотники перевозят реальные коммерческие грузы для ПЭК, Х5, Globaltruck и «Газпромнефть-Снабжение». Общий пробег таких перевозок уже составил более 320 тыс. км, и перевезено более 7 тыс. тонн грузов.
С 2024 года Правительством РФ и Минтрансом планируется масштабирование опыта с М-11 на другие важные транспортные автомагистрали страны. К 2030 планируется создать не менее 19,5 тыс. км беспилотных логистических коридоров.
Для разработки системы регулирования транспортных перевозок беспилотными грузовиками используется экспериментальный правовой режим – российский правовой механизм поддержки внедрения инноваций при поддержке Минтранса РФ.
Беспилотный коридор требует вложения существенных инвестиций, что может лечь финансовым бременем на участников проекта. Чтобы мотивировать заинтересованные компании участвовать в проекте, создан механизм субсидирования перевозчиков. Благодаря ему, количество участников проекта растет.
Для беспилотных грузоперевозок подходят не все автомобильные дороги. Это связано с качеством самих дорог, их связки с центральными автомагистралями, возможностями технического обслуживания грузовых беспилотников, системой безопасности движения и прочее. Расширение списка дорог, пригодных для реализации БЛК, привлечет все большее число компаний к участию в проекте и будет способствовать ускорению массового внедрения беспилотных грузоперевозок в общую систему логистики грузовых автоперевозок России.
Какие прогнозы по росту цен на автомобильные грузоперевозки у участников рынка окон
«Предположу, что сейчас логистические компании, надеясь заработать на дефиците транспорта и высоких тарифах на перевозки, начнут расширять свои автопарки. Это приведет к увеличению предложения и, как следствие, к снижению тарифов», – прокомментировал Ильдар Яфаров, генеральный директор ТД ССК.
Вывод
Изменение логистических коридоров автомобильных грузоперевозок по России из-за санкций против РФ, привело к возрастанию роли автомобильного транспорта в РФ, как самому мобильному и быстро адаптирующемуся к различным актуальным вызовам. Пока отстраиваются новые международные логистические коридоры, расширяются мощности имеющихся ж/д коридоров, строятся новые ветки ж/д дорог, а также развиваются внутренние производства – спрос на автомобильные перевозки будет расти. Коррекция цен на услуги по перевозкам может произойти, если логистическим компаниям удастся развить собственные автопарки и найти достаточное количество водителей для них. Государство могло бы внести изменения в законодательство, для того чтобы иностранные граждане смогли полноценно работать в России. Масштабное внедрение беспилотных коридоров пока светлое будущее, которое обязательно наступит.
Узнать о том, какие изменения произошли в международные перевозках, можно в предыдущей статье.
Комментарии(2)
Комментарии(2)