Силикатное стекло для самолетов в рамках программы импортозамещения будет производиться на российском стекольном заводе. Подробности в материале портала ОКНА МЕДИА.
Стекло для самолетов – силикатное или органическое
Авиационное стекло подвергается сумасшедшим нагрузкам – перепады температуры, обледенение, турбулентность, возможные столкновения с птицами на высокой скорости. Неудивительно, что к нему предъявляются повышенные требования.
Вариантов для изготовления остекления самолетов на текущий момент два – стекло органическое и силикатное (триплекс из флоат-стекла). В отечественном авиастроении активнее используется органическое стекло на основе термопластичной акриловой смолы. Оно более прочное и легкое по сравнению с силикатным, легче подвергается формованию (моллированию).
Однако, есть у органического стекла и существенные минусы. Оно обладает меньшей теплоизолирующей способностью по сравнению с силикатным, но самое главное – под воздействием солнечных лучей поверхность органического стекла покрывается мелкими трещинками и пузырьками, вследствие чего сильно ухудшается видимость.
Западные компании давно используют в самолетостроении специальное силикатное стекло «геркулит», но его поставки в Россию запрещены еще до санкций.
Качество силикатного стекла, производимого отечественными стекольными заводами до последнего времени, не позволяло использовать его для остекления самолетов – не хватало прочности и светопропускания. Отрицательно сказываются на прочностных характеристиках стекла большое количество внутренних мелких дефектов в обычном флоат стекле. При обычных условиях эксплуатации они не заметны, но при полетных перегрузках могут стать причиной трещины и разрушения стекла.
Стекло для самолетов – проект импортозамещения
Вопрос о сложном положении в российском авиастроении был поднят Президентом еще в 2007 году. По плану импортозамещения, опубликованному Минторгом и рассчитанному до 2020 года, в России должны наладить производство 10 из 22 комплектующих для SSJ-100, а для ТУ-214 все 242 наименования импортируемых комплектующих, в том числе остекление воздушных судов.
В 2015 году в рамках программы импортозамещения начался процесс реконструкции стекловаренной печи Саратовского стекольного института. В 2019 году на предприятии начала работать новая печь. Объем инвестиций составил 1,1 млрд рублей, а производственные мощности составят 10,2 млн.кв.м спецстекла с повышенной прочностью в год.
Этот объем на 100% удовлетворит потребности отечественного самолетостроения. Работы по развитию предприятия будут продолжаться до 2029 года, объем производства должен увеличиться в 2,5 раза.
Стекло для самолетов – с небес на землю
Производство стекла специального назначения, к которым, несомненно, относится самолетное стекло, процесс очень сложный. К стеклу предъявляются высокие требования по оптической прозрачности, антибликовости, защите от солнечного излучения, устойчивости к воздействию аэродинамических напряжений и ультрафиолету. Оно должно иметь возможность обогрева и выдерживать удар 2-х киллограмовой птицы на скорости 900км/ч.
Чтобы стекло справлялось с такими нагрузками, оно должно иметь другую внутреннюю структуру, количество дефектов и распределение остаточных напряжений в слое стекла. Добиться этого стандартными методами варки стекла невозможно, ведь речь идет не просто о стекле, а о сложной оптической системе.
После варки стекло подвергается еще множеству высокотехнологических операций – триплексованию, моллированию, сварке, нанесению покрытий и многократной шлифовке кромки. Эти процессы требуют дорогостоящего оборудования и специализации на выпуске этого продукта.
Накопленный отечественный опыт в производстве специального остекления будет непременно распространяться и на архитектурное стекло, все в больших масштабах используемое при строительстве. Технологии авиастроения помогут повысить комфорт и безопасность остекления современных небоскребов.
Портал ОКНА МЕДИА рекомендует: Стекло в самолете – причины повреждения и риски
Комментарии(0)
Комментарии(0)