В условиях экономического спада некоторые отрасли промышленного производства России смогли использовать сложившуюся ситуацию как точку роста и развития. Какие секторы промышленности на фоне общего спада вышли в авангард и поддержали экономику страны и за счет чего, а также какое влияние они оказывают на оконный рынок, в материале ОКНА МЕДИА.
Введение Западом экономических санкций в отношении России и ответных российских противосанкций по запрету импорта поставили в выигрышное положение такие отрасли как сельское хозяйство и пищевую промышленность, где в 2015 и 2016 годах наблюдался ощутимый подъем. Курс на импортозамещение внутри страны дал этим отраслям «зеленый свет»: растущий спрос на отечественную продукцию отразился на показателях их роста и дал начало положительной динамике развития данных направлений.
Особого внимания заслуживает химическая отрасль – она по праву считается одной из ключевых в современной экономике, в каждом секторе которой задействованы химические технологии. Состояние химической промышленности отражает уровень научно-технического прогресса, и ее развитие послужит локомотивом создания новой индустриализации. Отметим, что каждое новое рабочее место в сфере химического производства создает пять дополнительных мест в смежных отраслях – уступает в производительности труда химический комплекс лишь фармацевтике, хотя и ее можно считать частью химической отрасли.
В ВВП развитых стран химпром занимает долю до 15%, в то время как в России пока около 2%. Несмотря на то, что отрасль по-прежнему находится в сложной ситуации, доля химического комплекса в общей структуре российского промышленного производства выросла почти на 1 % — сейчас она составляет 7 %. Предприятия химпрома не только адаптировались к условиям экономического спада, но и использовали эту ситуацию как толчок к повышению экономической активности.
Химическая промышленность
России растет Отрадно, что по итогам первых шести месяцев 2016 года, по данным Росстат, химическая промышленность показала уверенный рост – на 5 %. Показатель рассчитывался в рублевом эквиваленте, а значит рост несколько ниже, учитывая инфляционную составляющую. Тем не менее, химпром растет уже несколько лет подряд. Рассмотрим динамику развития отрасли в 2016 году.
Динамика выпуска продукции химического производства в РФ в первом полугодии 2016, в %
Источник: Росстат
Как видно из таблицы, в лидерах отрасли, по данным Росстат, за первые два квартала 2016 года: производство аммиака, которое показало +7 %; производство химических нитей, волокон с показателем +17 % и полимеры этилена, прибавившие 8 %.
Отдельно стоит выделить российских производителей удобрений, показавших положительную динамику в первые шесть месяцев 2016 г. к аналогичному периоду 2015 г. На мировом рынке Россия стабильно занимает почетное третье место по производству минеральных удобрений. Импортная продукция на рынке удобрений никогда не составляла конкуренцию отечественным производителям – зарубежные удобрения слишком дороги для российских потребителей. А вот отечественная продукция за рубежом пользуется популярностью за счет цены – почти в 2 раза ниже, чем аналоги зарубежных рынков, при высоком качестве продукции. В докризисный 2013 год ФосАгро, Уралхим, Акрон и Еврохим, занимающие лидирующие позиции на отечественном рынке удобрений, били тревогу по поводу снижения рентабельности в связи с падением мировых цен, и возлагали большие надежды на внутренний рынок. В связи с развитием сельского хозяйства спрос на отечественные удобрения на внутреннем рынке, действительно растет – в первом полугодии 2016 года российские хозяйства приобрели на 9 % больше продукции, чем за первые 6 месяцев предыдущего года. Однако кризис внес свои коррективы. В условиях обесценивания рубля и низкой платежеспособности отечественных фермерских хозяйств прибыль производителей с/х удобрений на отечественном рынке снижается, в то же время за счет курсовой разницы отрасль выигрывает на внешнем рынке. Девальвация рубля обратила внимание российских производителей на выгодный экспорт. В качестве примера можно привести производителя фосфорных удобрений ФосАгро – в условиях мировой экономической нестабильности предприятие увеличило выручку почти в два раза. В число лидеров отрасли предприятие пока не вошло, однако показало существенный рост и максимально эффективную адаптацию к экономической ситуации в стране.
Драйверами роста химпрома в условиях кризиса стал курс на импортозамещение внутри страны, а также увеличение экспорта продукции за рубеж – свыше 2/3 от общего объема производства.
За выгодной и перспективной, на первый взгляд, ориентацией предприятий химической промышленности на экспорт скрывается негативный эффект. На фоне роста рентабельности предприятий возникает дефицит сырья в России, поскольку производственные мощности компаний не настолько развиты, чтобы в полной мере обеспечить оба рынка сбыта – внешний и внутренний. Кроме того, львиная доля экспорта приходится не на готовые продукты переработки, прошедшие цепочку по созданию добавленной стоимости, а по-прежнему на сырьевые компоненты. В итоге при внешнем «фасадном» росте отрасли, ее самое важное и уязвимое звено – переработка сырья в полуфабрикаты и дальнейшее производство продуктов химпрома для конечного потребителя – находятся под ударом. Особенно страдают небольшие предприятия. Постоянно растущие цены на отечественное сырье и его дефицит, взлетевшие за счет курсовой разницы цены на импортные полуфабрикаты при одновременном падении спроса на конечную продукцию в условиях кризиса ставят переработчиков на грань выживания. Хотя такая ситуация характерна для всей отрасли в целом, наиболее серьезно пострадали в кризис строительная и автомобильная отрасли – два традиционно важных потребителя полимеров, спрос со стороны которых значительно сократился.
Падение производства ПВХ в условиях сокращения оконного рынка
Сильнее всего за два года в России упал спрос на пластиковые изделия, используемые в строительстве, такие как оконный профиль, подоконник, плинтус, декоративные отделочные панели.
Данные Росстат отражают падение производства поливинилхлорида, прочих галогенированных олифенов на 16 % в первом полугодии 2016 г., по результатам девяти месяцев 2016 года этот показатель скорректирован до минус 2 %, но отрицательная динамика сохранилась. Этот показатель нельзя, однако, рассматривать только как следствие падения спроса на конечные продукты переработки.
Заметим, что в первые шесть месяцев прошлого года именно эта группа продуктов химической промышленности – производство полимеров на основе пропилена и винилхлоридов, - показала рекордный рост 32–33 %. Период кризиса отмечен значительным ростом инвестиций в химическую отрасль, вводом в эксплуатацию новых производственных площадок. Например, ФосАгро инвестировал полмиллиарда рублей в новое производство фосфорно-калийных удобрений в Ленинградской области, годовой мощностью 100 тыс. т. В 2015 году запущено в работу модернизированное производство альфа-олефинов Нефтекамскхима – годовая мощность предприятия 37,5 тыс. т. В Нижегородской области, при соучредительстве Сибур, открыт новый комплекс Русвинил с годовой мощностью 330 тыс. т. поливинилхлорида и 225 тыс. т. каустической соды. Стоит отметить и выход на российский рынок крупного игрока, входящего в число мировых лидеров по производству полимеров — компании Covestro (прежнее название Bayer MaterialScience).
Стоит полагать, что отрицательный показатель первого полугодия 2016 г. отражает результат простоя крупнейшего производителя ПВХ-С – Саянскхимпласт, который оказался не готов к внезапному повышению цен на этилен Ангарского завода полимеров – единственного поставщика сырья Саянскхимпласта. Проведение профилактических мероприятий стало причиной приостановки работы еще трех крупных производителей поливинилхлорида – РусВинила, БСК и Каустика. Тем не менее, РусВинил и БСК уже по итогам января-октября 2016 года отметили рост показателей производства на 28 % и 3 % соответственно. Тем самым, период профилактического простоя предприятий, отрицательно сказавшийся на показателе производства ПВХ в первом полугодии 2016 г., был существенно скорректирован производственными мощностями РусВинила и БСК.
Перебои в поставках отечественного сырья и дальнейший рост цен как на отечественную продукцию по причине дефицита, так и на импортную по причине девальвации рубля, отразились на переработчиках – экструзионных предприятиях, производящих оконный профиль. Это нанесло серьезный удар по оконному рынку, который по итогам трех кварталов 2016 года показал падение на 15 %, в том числе из-за роста цен на оконные комплектующие. Добавим дефицит стекла, опять же вызванный ориентиром стекольных компаний на выгодный экспорт. С ростом себестоимости оконные компании вынуждены поднимать цены на конечную продукцию с целью сохранения рентабельности компаний. И это на фоне снижения покупательской способности розничного потребителя, обеспечивающего 70 % оконного рынка, и проблем строительного сегмента – 30 % рынка окон. Двойное давление на оконный рынок – рост себестоимости и падение спроса, - в результате, способствовало сокращению рынка пластиковых окон и спровоцировало банкротство и уход многих производителей с рынка.
Напомним, что в данном материале речь идет о предприятиях-переработчиках, производящих конечный продукт для строительной промышленности и индивидуального пользователя. Среди промышленных технологий создания конечного продукта потребления, производство окон и вслед за ним комплектующих для их сборки – ПВХ-профилей, стеклопакетов, фурнитуры были в числе первых, взявших курс на импортозамещение еще в конце 90-х годов прошлого столетия, в годы бурного развития предпринимательства. С тех пор данное направление стремительно развивалось, и оконный рынок с его участниками сформировался как отдельная отрасль. Но полностью освободиться от импортозависимости не удалось, ввиду отсутствия российских производств добавок, комплектующих и оборудования, лежащих в основе производства, например, оконного ПВХ-профиля. Такие составляющие рецептуры для производства оконного профиля как диоксид титана, модификаторы ударопрочности и некоторые другие компоненты, являются продуктами высокотехнологичных и наукоемких производств, которых нет в России. Однако в 2016 году первые шаги на пути импортозамещения сделаны. Российское предприятие ОАО Пластик (г. Узловая) заявило о начале испытаний модификатора ударной прочности на основе АБС (акрилонитрильный-бутадиен-стирольный сополимер) для жестких ПВХ-композиций – например, оконного профиля. Аналогов такому АБС в России пока нет. По заявлению компании, продукт сочетает в себе функции модификатора ударопрочности и модификатора переработки, и по своим показателям превосходит импортные аналоги.
При развитии промышленного производства непременно будет расти и потребность в добавках, которые также должны производиться в России. Россия в полной мере располагает базовой основой для развития химической промышленности благодаря наличию сырьевых ресурсов. На возрождение российского производства направлен правительственный курс – принятые государством «Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса» и «План развития нефтегазохимии России до 2030 года» дают основания для оптимистических прогнозов.
Развитие химпрома выведет производственный сектор страны на новый уровень
Основной проблемой страны стало неумение грамотно использовать имеющиеся богатые природные ресурсы. В качестве примера можно привести экспорт полимеров, на основе которых зарубежные компании производят продукцию, которая вновь поставляется в Россию – импортируется десятки тысяч наименований высокотехнологичной продукции из других стран, изготовленных на основе российского сырья. Государство, наконец, обратило внимание на некоторые виды импортной продукции, и включило их в приоритетные для внутреннего производства.
Российским компаниям стоит обратить внимание на собственное производство не только сырья, но и полуфабрикатов на его основе, что обеспечит внутренний рынок страны качественной продукцией. Переход с экспортно-сырьевой модели на инновационно-инвестиционную возможен с увеличением глубины переработки углеводородного сырья. Результатом этого станет получение добавочной стоимости, что, в свою очередь, позволит российской экономике уйти от зависимости цен на нефть, а российской промышленности – от импортозависимости, которая особенно ощутима на оконном рынке.
Существенные перемены в геополитических и макроэкономических реалиях, низкая стоимость рубля, открывают перед химическим комплексом России новые возможности и перспективы. Основная и самая актуальная задача отрасли – привлечение инвестиций и повышение конкурентоспособности, при использовании всего возможного потенциала, тем самым химическая промышленность станет локомотивом развития экономики. Для этого необходима модернизация производственных мощностей действующих предприятий, строительство новых перерабатывающих заводов на базе современных разработок и с использованием научно-инновационного подхода. Без возрождения отраслевой науки Россия почти со 100 % вероятностью вынуждена и в будущем закупать технологии и проекты за рубежом, не говоря уже о комплексной закупке оборудования.
Российский союз химиков намерен активно защищать интересы отечественных химических компаний, стимулировать внедрение высоких технологий в производственные процессы, увеличивать глубину переработки сырья с 75% до 85–90%, а также способствовать принятию мер по импортозамещению – залога дальнейшего роста и развития отрасли.
Предприятия по переработке сырья в полуфабрикаты, в отечественном производстве которых так остро нуждается оконный рынок, необходимо строить в непосредственной близости от источников сырья, при этом готовую продукцию распределять на потребителя, а не наоборот. Такая «кластерная» модель считается наиболее эффективной. Сокращение логистической составляющей в этой цепи даст комфортные условия ценообразования производителю, повышение рентабельности производства, что в результате станет основой для формирования выгодной цены для конечного потребителя продукции химического сектора России.
С 2017 года на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) планируется создание нефтехимических кластеров. Такой кластер уже создается на базе предприятий Усольехимпром и Усолье-Сибирский силикон, расположенных в Иркутской области. Кластер будет включать в себя ацетиленовый – производство карбида кальция, - и хлорный комплексы, а также производство кремнийсодержащей продукции, которую использует солнечная энергетика и полупроводниковая промышленность.
В будущем стоит ожидать появления таких кластеров на базе крупных заводов химического сектора, расположенных на Урале, в Соликамске, Нижнем Тагиле. Также в планах развитие существующих и создание новых нефтехимических кластеров в Нижегородской области, Башкирии, Омске. Специалисты оценили, что при развитии и создании в стране таких кластеров динамика прироста химического производства в 2017–2018 гг. сохранится, а возможно и увеличится до 6–8% ежегодно.
Рост и развитие отрасли, где занято около 380 тысяч человек, даст России огромное количество новых рабочих мест. Химическая отрасль России, которая внесла большой вклад в удержание экономических позиций и именно в кризис начавшая делать первые шаги в своем развитии, может и должна в будущем стать драйвером роста отечественной экономики.
Рынку пластиковых окон развитие химической отрасли России и ее ориентир на внутренний рынок предоставит качественную продукцию по приемлемым ценам и независимость от курса валют, что повлияет на рост оконного рынка страны.
ОКНА МЕДИА рекомендует прочесть:
Российские модификаторы ударопрочности потеснят импорт
Химическая промышленность стала драйвером роста Тульской области
Комментарии(0)
Комментарии(0)