Интервью с Даниэлем Паредесом, Окна Петербурга «Откровенный разговор о рынке окон в условиях пандемии коронавируса»

01-05-202013:06
Компания: ОКНА МЕДИА / Раздел: Бизнесу

Портал ОКНА МЕДИА публикует первое интервью из серии «Откровенный разговор в условиях пандемии». Первым гостем проекта стал Даниэль Паредес, владелец и руководитель компании «Окна Петербурга». Портал ОКНА МЕДИА публикует текстовую видеоверсию интервью. 

© Фотобанк Лoри

– Даниэль, расскажите кратко о вашей компании «Окна Петербурга». 

– Компания «Окна Петербурга» работает в оконной отрасли с 2000 года. В период с 2000 по 2005 год она оказывала аутсорсинговые услуги по монтажу откосов и отделке балконов и лоджий крупным оконным компаниям Москвы и Санкт-Петербурга. В 2005 году была открыта первая розница, и сегодня у компании 15 салонов и около 400 сотрудников. «Окна Петербурга» работают в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Около 60% – это В2С, прямые продажи частным потребителям. Остальные 40% – это строительные объекты и немного дистрибьюции дилерам.

– Когда начался режим самоизоляции, в разных регионах были определены правила работы предприятий. Какие правила введены для производителей окон в Санкт-Петербурге? 

– Особых жестких правил в Санкт-Петербурге не было. После выступления Президента в конце марта компания несколько дней не работала, потому что оставалось некое недопонимание ситуации. Затем на сайте Правительства появились разъяснения о том, что промышленные предприятия могут работать, и производство было запущено. Центральный офис перешел на удаленную работу, а все 15 салонов были временно закрыты. Продажи проходят онлайн. В начале этого года появилась возможность оплаты заказа через сайт компании, сейчас идет внедрение системы онлайн-кредитования, чтобы люди могли, не выходя из дома, оформить кредит. Также возможно оплатить заказ и на дому, через кассовый терминал.

Работа с частными покупателями продолжается, но, если у клиента есть признаки простуды, сотрудники к нему не выезжают. Об этом клиента предупреждают по телефону перед монтажом. В компании выполняются все предписанные санитарно-эпидемиологические требования. Сотрудники ежедневно измеряют температуру, имеют маски, работают только в перчатках и используют средства для дезинфекции.

– Были ли проблемы с соседями клиентов во время проведения шумных работ? 

– У коллег в Москве в самом начале самоизоляции были такие проблемы, люди вызывали полицию, участковых. В Санкт-Петербурге подобных инцидентов не было, если говорить из опыта нашей компании, а монтаж производится примерно по 50-60 адресам ежедневно. В Ленинградской области были единичные неприятные ситуации, но не настолько критичные, чтобы останавливать процесс. В Санкт-Петербурге меньше ограничений, в отличие от Москвы, и меньшее количество заболевших, поэтому здесь все воспринимается относительно спокойно. 

– Удалось ли сохранить все рабочие места или пришлось расстаться с частью сотрудников?

– Проблема не только в том, что происходит сейчас, всех больше заботит, что будет с экономикой страны и со спросом впоследствии. Кризис всегда дает возможность посмотреть на бизнес по-другому. Эта история не на 1-3 месяца, поэтому мы вынуждены были оптимизировать затраты, издержки, что коснулось и команды. Пришлось отказаться от неэффективных проектов, было закрыто два отдела, которые пытались заниматься нестандартными продажами, то есть совершенно новыми для компании направлениями. Также были планы открыть в новом сезоне еще два салона минимум, был полностью набран и подготовлен персонал, но с этими людьми пришлось временно расстаться.

– Какова ситуация с заработной платой сотрудников?  

– Была изменена мотивация, начиная от менеджеров, заканчивая бухгалтером. Зарплату за апрель все сотрудники получат в зависимости от выполнения продаж. Так как пока в апреле продажи шли неплохо, все заработают практически то же самое, что и раньше, сокращение будет минимальным. Люди реагируют на это совершенно нормально, потому что все понимают, в какой ситуации мы сегодня оказались.

– Пошли ли арендодатели на уступки по арендным платежам? Нет ли в перспективе планов отказаться от части офисов и уйти в онлайн-продажи? 

– Конечно, арендодатели идут на уступки. Есть те, кто дал нулевую ставку, кто-то предоставил 50%-ную или 30%-ную скидку. Мы говорим ультимативно: если скидки не будет, компания уходит, прямо сейчас пишем заявление. Про онлайн-продажи могу сказать, что всему свое время. Есть некая раздутость в том, что мир совсем уж кардинально изменится, и все уйдет в онлайн. Наверно, говорить об этом преждевременно, но, безусловно, кризис придаст толчок, и все больше людей будут заказывать товары онлайн, не выходя из дома или сократив поездки в магазин. Однако наш продукт, окна, все-таки из той категории, в которой пока еще важна шаговая доступность. В то же время стало понятно, что сотрудники некоторых профессий, таких как расчетчик, конструктор, часть маркетологов, бухгалтеры, спокойно могут работать из дома. С другой стороны, не у всех сотрудников есть отдельный кабинет в квартирах и созданы полноценные условия для эффективной работы. К тому же, находиться 24 часа в замкнутом помещении с одними и теми же людьми, хоть это и члены семьи, – некий стресс, психологический, бытовой, и это может как укрепить семью, так и вызвать нежелательные конфликты.

– На какой процент упали объемы продаж? 

– Если сравнивать апрель к апрелю прошлого года, падение продаж практически нулевое, может быть, минус 2%. Компания инвестировала в розницу, открывала салоны, поэтому этот год по нарастающей был в плюсе. От плана, согласованного на 2020 год, в апреле снижение будет на 25-30%.

- Какой сегмент продаж в период самоизоляции больше всего пострадал: частные покупатели, строительство или дилеры? 

– В апреле ни один сегмент значительно не пострадал. Если говорить про остекление коттеджей, то людям деваться некуда – если коробка уже построена, нужно закрывать контур. Те, кто планировал остеклить квартиру, тоже это делали, потому что из-за падения рубля в апреле на панике скупалось все: и телевизоры, и автомобили, в том числе и окна. Однако по новым проектам, например, у застройщиков или продажам земельных участков, – все сейчас взяли паузу, и это отразится на бизнесе и в дальнейшем.

– В ближайшей перспективе скажется ли самоизоляция на продажах? Будет ли уменьшение?

 Безусловно, скажется. Это будет видно в мае и июне. Все зависит от действия или бездействия наших властей. Если в мае будет ослабление режима самоизоляции, то мы отделаемся небольшим испугом, но если это будет и дальше продолжаться, то экономика уже не выдержит.

– Если бы Вы были в Правительстве, то как бы поступили в текущей ситуации? Поддерживаете ли выбранный курс?

– Мне сложно говорить об этом, потому что у меня нет достоверных данных о ситуации, которые есть у Правительства. Мне кажется, что идеальных правительств нет, но наше переплюнуло все правительства по бездействию или непонятным поступкам. В конце марта, когда все только начиналось, был хаос, не было общей линии. Каждый губернатор сам решал, что делать. Например, в 20-х числах марта я прилетал в Москву, Санкт-Петербург, и у меня никто не интересовался, откуда я прилетел, не мерил температуру, тогда как в Анапе, в Ростове людей уже встречали в костюмах защиты и измеряли температуру у всех, кто приезжал.

Что касается поддержки, бизнес в нашей стране по сути ничего не получил. Есть особые отрасли, которые признаны пострадавшими. И какова поддержка? Все налоги отсрочили, но НДС нужно платить. Налоги в любом случае придется оплачивать, через три месяца или полгода, но где на падающем рынке взять деньги, которые нужно заплатить за предыдущие периоды? Это большой вопрос, в чем тут поддержка. Многие компании, которые имеют право на выплаты в виде одного МРОТ на каждого сотрудника, не могут их получить, так как не подходят по кодам ОКВЭД. Если выбирать из двух зол: нищета либо последствия коронавируса, я считаю, хотя и не специалист, что самоизоляцией мы ничего не добьемся, а только ухудшим ситуацию. Экономика будет страдать, и, как следствие, не будет возможности оказывать медицинскую помощь тем, кому она необходима, - на это нужны средства, а экономика в кризисе. Но зато идут грузы гуманитарной помощи, делаются какие-то политические жесты, в то время как некоторые врачи остаются даже без масок. Как тут говорить, поддерживаю я эти меры или нет? Не поддерживаю.

– Расскажите о благотворительных проектах компании. Каким образом «Окна Петербурга» сейчас помогают медикам? 

– Если говорить о системной поддержке, компания уже давно помогает двум фондам по борьбе с онкологией: фонду борьбы с лейкемией в Москве и фонду АДВИТА из Санкт-Петербурга. Оплачиваются квартиры для пациентов, которые приезжают на лечение из других регионов, и оказывается адресная посильная поддержка. Я бы хотел озвучить большую проблему, что в связи с коронавирусом возникают трудности с получением химиотерапии. Что касается волонтерства, компания включились в проект развозку врачей, которые должны наблюдать пациентов с подозрением на коронавирус - тех, кто находится в карантине дома.

– По Вашему мнению, насколько затянется режим самоизоляции? Что ждет оконный рынок после его окончания? 

– Я очень надеюсь, что режим самоизоляции закончится в середине или в конце мая. Будут какие-то послабления, но первые выводы о том, что дальше произойдет со спросом, с экономикой и каким будет для оконной отрасли этот год, можно будет сделать в июне, не раньше. До объявления самоизоляции в компании «Окна Петербурга» существовало три плана, ориентированных на главный маркер – снижение продаж. Каждый их них мы были готовы внедрять. Но в апреле правительство показало свою непредсказуемость: то запрещало работать, то разрешало, поэтому в настоящий момент планировать что-либо просто бессмысленно. В текущей ситуации нужно просто подождать.

– Есть ли какая-то информация о ситуации в других компаниях Санкт-Петербурга? Может, кто-то закрыл бизнес или переориентировался на медицинские объекты? 

– Медицинские объекты – это палка о двух концах. Надо не просто взять медицинский объект, но и получить деньги. «Окна Петербурга», например, работают на нескольких проектах по переоборудованию больниц: монтажу стационарных постов, шлюзов. Но живых денег там нет - заказчикам выделили средства, которые пока не поступили. Можно сильно понадеяться на этот сегмент, подумать, что ты на коне, но можно и остаться ни с чем. Как сказал Уоррен Баффетт, когда прилив сменяется отливом, сразу видно, кто купался голым. Компаниям, которые и до коронавируса страдали кассовыми разрывами, перекредитованностью перед поставщиками, сейчас катастрофически тяжело. Им труднее, чем компаниям с финансовыми подушками безопасности, и более высок риск закрытия. Но такое может произойти и со здоровой компанией, если будет принято некое неправильное решение. Например, нужно сделать выбор, усиливать ли долю работы в строительном сегменте, хотя строители начинают диктовать свои условия – работа без авансов, с отсрочками и т.д. Здесь также можно пойти по неправильному пути.

– Выросли ли цены на комплектующие? Как изменилась ценовая политика компании? 

– Рост цен на комплектующие произошел практически у всех поставщиков, кроме поставщиков стеклопакетов. Цена на фурнитуру привязана к евро и сразу выросла, однако некоторые производители фурнитуры приняли решение поднять еще и цены в евро на 1-2%. Несмотря на рост цен на комплектующие, в апреле компания «Окна Петербурга» не поднимала цены на продукцию, какие-то расходы брала на себя, где-то поставщики пошли навстречу. Однако с 1 мая цена поднимется, но не критично – на 3-3,5%.

– Были ли проблемы с поставкой комплектующих?  

– Перебоев не было, все поставщики молодцы, подстраивались. Все понимали, что нужно продолжать работу. Тот, кто не будет сегодня работать, точно потеряет долю и уйдет с рынка. В этой ситуации нужно работать с удвоенной силой.

– Какие проекты, направленные на развитие компании, пришлось остановить в первую очередь? 

– Это работа с тендерами по госзакупкам. В компании был небольшой отдел численностью три человека, который этим занимался. Интересный проект, там много коррупционной составляющей, но работать в этом направлении можно.

– Какую поддержку компания «Окна Петербурга» ожидает в сегодняшней ситуации от поставщиков профиля, фурнитуры, стеклопакетов? 

– Мы все в одной лодке, и нужно помогать друг другу для того, чтобы цены не росли. Политически необходимо не зарабатывать в этом году, и за счет этого увеличивать лояльность клиентов. Хотелось бы, чтобы системодатель продолжал поддерживать своих партнеров в тех проектах, которые есть, например, в строительном сегменте, когда нужно получать профиль без денег и ждать какое-то количество дней. Но самое главное – не допустить роста цен, чтобы конечный заказчик не увидел большого увеличения.

– Какие позитивные моменты можно извлечь из текущей ситуации? Как Вы считаете, кризис – это зло или в нем есть некое зерно оптимизма и новых резервов?

– Кризис – это неизбежность. Ничего хорошего в нем нет, но в кризис можно посмотреть по-другому на те процессы, которые есть, на самого себя, придумать новые продукты, которые нужны заказчикам. Например, «Окна Петербурга» сейчас запускают в тестовом режиме онлайн-экскурсию на завод – это не рекламное хвалебное видео в записи, а именно онлайн-экскурсия каждый день. Можно присоединиться к эфиру, посмотреть, как организовано производство, задать вопросы. 

Самое главное – смотреть с оптимизмом на ситуацию, понимать, что все это пройдет. То, что случилось, уже случилось. Нужно дальше продолжать жить, развивать экономику для того, чтобы медицина в стране была номер один, платить налоги и прочее, но точно не сидеть в самоизоляции, и, конечно, делать качественный продукт.

Комментарии(5)

Комментарии(5)

Окна в вашем городе

+7 (800) 500-40-33(звонки по России бесплатно)Рассчитать онлайнУслуга бесплатна