8 октября 2018 года гендиректор Каспийского завода листового стекла (КЗЛС) в Дагестане Игорь Кремер выпущен вместе со своим замом Анваром Фахрутдиновым из-под ареста по постановлению суда. Подробности в материале портала ОКНА МЕДИА.
Каспийский завод листового стекла вошел в криминальную хронику
Руководство завода подозревалось в противоправных действиях с крупными суммами из федерального бюджета по сделке на 5 млн долларов, заключенной несколькими днями ранее на поставку листового стекла в Азербайджан. Азербайджанский завод QLASS HAUS является постоянным потребителем продукции дагестанского партнера. По факту хищения в отношении Игоря Кремера было заведено уголовное дело.
Криминальной истории предшествует почти четырехлетний период непростых отношений завода с кредиторами. В августе 2015 года завод не справился со взятыми финансовыми обязательствами и самостоятельно обратился в суд с просьбой провести процедуру банкротства и ввести на предприятии внешнее управление, что помогло бы справиться с последствиями девальвации по валютным кредитам. Постановлением суда банкротство было оформлено, и в сентябре того же года КЗЛС попал под внешнее наблюдение. Вскоре (1-го февраля 2016-го года) внешнее наблюдение заменили на внешнее управление сроком до июля 2017 года. В 2018-м году внешнее управление на КЗЛС было продлено. На 22 января 2019-го года назначен Отчет внешнего управляющего по ситуации на предприятии.
Кредитная история на Каспийском заводе стекла
Общая кредиторская задолженность Каспийского завода превышала 16 млрд рублей. Основным кредитором КЗЛС являлся Внешэкономбанк. Ему завод задолжал 15 млрд рублей.
Кредиты оформлялись в валюте, так как предназначались на закупку импортного оборудования. Невыплаты были связаны с резким скачком курса доллара по отношению к рублю с конца 2014 года и в течение следующих лет. В июле 2016 года ВЭБ получил одобрение от Федеральной Антимонопольной службы на покупку 100% акций завода. В декабре 2016-го года один из акционеров КЗЛС Сулейман Керимов продал оставшуюся долю акций банку. Таким образом, ВЭБ стал единственным собственником завода на Каспии.
Внешэкономбанк в сюжете Каспийского завода
Ранее представители банка посетили Дагестан с целью составить программу по реструктуризации долга. Речь также шла о возможной конвертации части долга предприятия в его капитал.
Таким образом, Внешэкомномбанк стал бы акционером дагестанского производителя стекла. Однако все сложилось иначе: в декабре 2016-го история закончилась сделкой по смене владельца.
Листовое стекло в развитии промышленности Дагестана
За последние 25 лет завод стал единственным новым производством в Дагестане, функционирующим на основе высоких технологий. До появления КЗЛС на территории региона работал завод-производитель стекла «Дагестанские огни». И оборудование, и технологии на этом предприятии устарели. Инициатором запуска нового предприятия стал Джебраил Шихалиев. Он же являлся и собственником завода на момент его запуска в 2013-м году. На строительство было израсходовано около 7,5 млрд рублей.
Завод строился на площадке в 400 гектаров, заняв только 50 Га из них. Таким образом, благодаря возникновению нового предприятия в регионе была создана внушительная инфраструктура с возможностью постройки других заводов, а следовательно развития промышленности республики.
Предприятие возникло как партнерский проект частного и государственного сектора. Уже в 2013-м году завод стоил 10,5 млрд рублей, став вторым крупным предприятием республики. В сутки с конвейера КЗЛС сходило 600 тонн флоат-стекла марки Caspian Crystal Clear. «Каспийский завод» обеспечил работой 500 жителей Дагестана. Благодаря удачному расположению (близость к морскому порту и приграничной территории) заводу удалось успешно осуществлять логистику. Работа предприятия оживила «замершую» железнодорожную ветку, по которой стало курсировать свыше полусотни вагонов в сутки.
В 2016-м году управляющий директор КЗЛС, ныне задержанный по подозрению в мошенничестве, Игорь Кремер констатировал, что завод работает в стабильном режиме. Так, долю импорта по состоянию на декабрь 2016-го года удалось довести до 40%, а экспорт вырос на 72%, валовая выручка увеличилась на 68%. Все трудности в финансовом положении производства были связаны с волатильностью рубля на рынке и кредитными историями КЗЛС. Работа производства на предприятии вопросов не вызывала.
Кризис «поменял» собственников стекольного производства
Финансовое положение завода подкосил кризис, когда цена на продукцию моментально упала в три раза и почти все свободные средства пришлось пустить на поддержание стабильной работы конвейера. Понадобилось закупать новое оборудование за границей. На тот момент за выплаты по кредитам поручился сам Сулейман Керимов, представлявший Дагестан в Совете Федерации. Оказывал заводу большую помощь консультативного характера Олег Липатов (топ-менеджер «Нафта-Москва»). Именно он выдвигал идею по превращению долга завода в часть его капитала.
Согласно обязательствам по поручительству «Нафта-Москва» пришлось гасить 2,5 млрд рублей перед банком, при том, что ни Сулейман Керимов, ни Олег Липатов не являлись собственниками предприятия. Однако в кризисной ситуации, когда упал сбыт и резко снизились цены (до 100 рублей), завод не смог найти решение, чтобы справиться с кредитной задолженностью, несмотря на бесперебойную работу конвейера, что и привело к переходу прав собственности на предприятие к Внешэкономбанку.
Итоги: кому выгодно дело КЗЛС
Задержанный в октябре 2018 года Игорь Кремер после заключения сделки в 2016 году высказал мнение, что банк, скорее всего, уже на этапе одобрения выкупа 100% акций в ФАС спланировал перепродажу КЗЛС новым собственникам, так как в планы банка вряд ли входит осуществление системы мер по повышению рентабельности завода. У специалистов вызывало вопросы и то, что, несмотря на успешную работу завода, так и не был решен вопрос с его сырьевой базой. Хотя регион позволял обеспечить предприятие тем же песком из собственных ресурсов, строительство перерабатывающего комплекса оттягивалось. Высказывалось предположение, что развитие промышленного кластера в Дагестане невыгодно определенной группе лиц.
По мнению экспертов, уголовное дело, заведенное в отношении директора КЗЛС «серьезное предупреждение» другим игрокам рынка, закредитованным как у Внешэкономбанка, так и в других банках. Так ли это и чем закончится последний инцидент с задержанием самого Игоря Кремера, покажет время. Пока, на состояние 8 октября, суд отменил постановление об аресте Кремера. Также по решению суда были из зала были отпущены заместитель И. Кремера Анвар Фахрутдинов и Юсуп Алиханов.
В настоящий момент Игорь Кремер не является управляющим директором КЗЛС, ему принадлежит право подписи по отдельным операционным процессам на предприятии как менеджеру. Суду Кремер предоставил документы, подтвеждающие, что полученные по сделке с Азербайджаном 38 млн рублей пошли на выплату долгов перевозчикам ж/д и погашение задолженности по зарплате сотрудникам завода, что подтвердили работники предприятия.
Стопроцентный контроль за финансовыми операциями и другими ключевыми процедурами на заводе осуществляет его новый собственник Внешэкономбанк. Каким образом у суда оказались документы, послужившие основанием для предыдущего постановления об аресте Кремер, неясно. Адвокат бывшего гендиректора обратил внимание на то, что документы официально не заверены и являются копиями с неизвестных источников без подписи.
Портал ОКНА МЕДИА рекомендует: Каспийский стекольный завод отдан за долги
Комментарии(1)
Комментарии(1)
Подстава наверное.