В этом году мир празднует 165 лет со дня рождения одного из самых ярких и необычных архитекторов мира – каталонца Антонио Гауди. Творивший в эпоху модерна, этот гений довел ключевые идеи стиля до абсолюта, породив ни с чем не сравнимые объекты архитектуры и ландшафтного дизайна. Окна Гауди – яркий пример узнаваемой детали мастера. Вспоминаем творения мастера в обзоре на портале ОКНА МЕДИА.
Окна Гауди: творить, слушая природу
Умение слышать природу было дано Гауди от рождения и предопределяло его гениальные конструкторские решения в архитектуре. Гауди родился в Испании в городке Реус 25 июня 1852 года. Сегодня здесь расположен музей мастера.
Среди открытий Гауди его работа с освещенностью пространства и эстетическими возможностями окон занимают особое место. Вопрос светодоступности Гауди решал не формально, а подобно древним мастерам, опираясь на подсказки природы. В связи с временем суток и расположением фасада зодчий выбирал размер и форму окна, преследуя цель впустить в здание максимальное количество света. Потрясающие световые решения реализованы в знаменитых Домах Бальо и Мила в Барселоне, внутри собора Саграда Фамилиа и Крипте.
Выбор профессии для Антонио был неслучаен: предки Гауди были каменщиками и кузнецами. С малых лет Антонио мечтал приобщиться к прекрасному миру творения из камня. Уже в юности он с друзьями создает целый проект по восстановлению близлежащего монастыря с подробнейшим планом не только в архитектурной, но и финансовой части. Нужно сказать, что финансы удавались Гауди только в тех случаях, когда речь заходила о творчестве, создании новых удивительных зданий, объектов. Сам он жил весьма скромно, а в последние годы жизни оказался и вовсе в нищете: его гибель на 76 году жизни для неискушенных прохожих стала несчастным случаем, произошедшим с бедно одетым стариком, который по неосторожности попал под колеса трамвая, куда-то слишком спешив …
А спешил Антонио Гауди на строительство своего главного детища Собора Искупления Святого Семейства, или Саграда Фамилия. Почти все время, отведенное ему на земле, Гауди проводил либо на стройке, либо за чертежами, впрочем, и сами чертежи он умудрялся создавать непосредственно на площадке, тут же их опробируя. Он действовал интуитивно: как средневековый ремесленник. Главной посылкой во всех творениях зодчего было слушать природу, вникать в ее логику, формы, которые она создала и использовать их в строительстве зданий.
Окна Гауди: модерн, дошедший до абсолюта
В архитектуре Гауди нет прямых углов. В ней присутствует эргономика – как в самой природе, бывшей главным ориентиром для архитектора. Округлые формы, обращение к мифу, обилие растительных и животных мотивов, окна в виде замочных скважин, полукружия чердачных окон – все эти детали характерны для домов эпохи модерна.
Отличие Гауди от других состояло в полной бескомпромиссности, с которой он следовал изначальной идее. Если прочие архитекторы «надевали» орнаментальный каркас на давно привычную конструктивную форму – прямоугольник, то Гауди перерабатывал все строение полностью, сверху донизу, изнутри и снаружи, будто выворачивая его наизнанку и возвращая на место: начиная с конструкции и заканчивая декором.
Наплывающие формы в оформлении фасадов зданий, параболические и геликоидные конструкции, рождающие множество извилистых изгибов принципиально уводили дом от обычной жесткой структуры параллелепипида к некой самодвижущейся «стихийной» форме, вырастающей из земли, подобно природному явлению – скале, дереву, устью реки. Гауди говорил, что все его конструктивные решения подсмотрены у природы и ему не приходится ничего выдумывать – только внимательно наблюдать.
Сегодняшние идеи мастера находят самый восторженный прием у адептов «зеленой» архитектуры, где «врастание» в ландшафт – непременное условие грамотно сконструированной постройки. «Живая» судьба постройки, дыхание камня – все это присуще зданиям Гауди, которые вступают в самый настоящий диалог с прохожим и гостем, меняя свое лицо вместе со сменой точки зрения наблюдающего.
За свою жизнь Гауди создал не так уж много объектов, как по меркам сегодняшнего, так и по меркам прошлого дня: всего 18. Каждый из них – часть его жизни и души. Они вырастали не только из земли, но и из сердца мастера. Стеклу, мозаике, керамике Гауди отводил особое место, как и вопросу взаимоотношений света и камня в архитектуре.
Дом Бальо
Его Дом Бальо, прозванный барселонцами за некое сходство форм балконов с человеческими черепами «домом костей», создавался как реплика в споре с соседним модернистским шедевром – Домом Амалье. Но если Амалье представляет собой типичный объект стиля, где орнаментальный декор покрывает прямоугольник, то взгромоздившееся над асфальтом творение Гауди - это почти живое существо. Уже здесь воплощены ведущие концептуальные идеи мастера: над черепичной крышей дома, напоминающей чешуйчатый хребет дракона поднимается Крест Св. Георгия – любимого святого архитектора. Борьба света и тьмы, зла и добра занимала Гауди всю жизнь, и его здания были ответом на те поиски, что происходили в недрах его души.
Балконные ограждения в форме черепов имеющие сходство с инопланетными сущенствами придают особы образ дому. Вообще, оконные проемы и балконы в доме Бальо играют ключевую роль.
9-е метровые панорамные деревянные окна с витражами в верхней части в овальном волнообразном исполнении с изгибами в двух плоскостях поражают своей красотой.
Оконные ручки в форме мордочек животных, напоминающие хобот слона выполнены в русле увлечения животными мотивами.
Мастер не забыл и про необходимость проветривания помещения, заботливо предусмотрев системы микропроветривания над и под окнами.
Деревянные жалюзи на окнах установлены с возможностью регулирования подачи света.
Овальное окно с матовым рефлёным стеклом в овальной комнате, резные ставни с морской тематикой совсем не похожи на рукотворные объекты.
Свет заполняет каркас здания постепенно: световые окна соседствуют с вентиляционными; сплошные террасы, которые скрепляют между собой балконы, пропускают световые массы на главный, хозяйский этаж; стеклянная крыша над внутренним двориком замыкает здание в некую «вещь в себе» и в то же время дает простор свету.
Чердачные окна сконструированы и расположены таким образом, чтобы пропускать свет на оптимальной высоте для соответствующего часа дня. Тема моря, определившая сине-голубой колорит Дома Костей, присутствует не только в орнаментальных решениях, но и помогает решить вопрос освещенности. Внутренний двор-колодец отделан мозаикой с опорой на светодоступность.
От верхних к нижним этажам цветовые оттенки синего светлеют, позволяя создать эффект пространства и объема внутри ограниченного по площади двора. Размеры окон увеличиваются по мере снижения этажности, опять же в целях контроля освещенности, и снабжаются специальными механизмами, которые позволяют распахивать окна террас настежь – снова в угоду свету. В этом внимании к свету, к жизни Вселенной, Гауди близок самым древним зодчим – египтянам, возводившим пирамиды-гробницы или ассирийцам, строившим Зиккураты. В Доме Бальо витражи органично дополнили морскую историю здания.
Керамика и стекло использовались Гауди с максимальным упором на их светоотражающие свойства и возможности по созданию оптических цветовых иллюзий. Дом Костей венчают стеклянные шары, заполненные стеклом, а его тайную жизнь сопровождает звон стеклянных колокольчиков, в то время как по разноцветью облицованных керамическим черепком стен скользят и скользят мистические волны прошлого, будущего и настоящего, сливаясь в один бесконечный миф о боге и человеке.
Дом Мила
Все конструктивные, архитектурные находки Гауди собраны в виде макетов на отдельном этаже еще одной его постройки – Дома Мила, прозванного «Каменоломней».
Он в буквальном смысле были слеплены с макетов, разрезанных вдоль, поверх которых работали каменщики. Необычен вход в Дом Мила, Каменоломню, где несколько витражных техник, объединившись, помогли создать эффект зеркала.
Волнистые формы – в основе архитектурного дизайна «Каменоломни». Стены, выходящие во внутренний двор испещрены чердачными окнами разного размера и светопропускной способности из расчета времени суток и возможностей естественного освещения для внутреннего пространства здания. Крыша дома напоминает путешествие по окаменевшим барханам пустыни: разновысотные каменные волны образуют скаты уставленные дымоходами, больше похожими на изваяния с о. Пасхи, которые словно охраняют гениальное творение Гауди.
Руководил процессом постройки, как всегда, сам мастер. В Доме Мила он еще тогда предусмотрел подземный паркинг и лифт, что для начала 20 века было совершенной новинкой и диковинкой. Надо отдать должное его грамотным, эргономичным планировкам квартир.
Собор Саграда Фамилия и Крипта
В основе монументальной Саграда Фамилия, которую сам Гауди называл делом «трех поколений», как раз эти формоэлементы. Все колокольни собора – это правильные параболоиды. Их поверхность декорирована более чем сотней скульптурных изображений цветов, растений животных, религиозной символикой. В поднебесье нефов из иллюминаторов-соцветий рассеивается мягкий свет, покрывая лесистый интерьер храма золотистым свечением.
Собор Искупительного Святого Семейства самый большой долгострой в мире: его строят уже 134 год и до сих пор строительство не пришло к завершению. То, что естественным образом выходило у Гауди, требует огромных расчетов со стороны современных архитекторов. Сегодня главное детище Гауди продолжают возводить без помощи государства: только за счет собранных частных средств и билетов.
Собор Святого Семейства – украшен витражными фресками с библейскими сюжетами. Витраж занимает большое место в работах мастера. Витраж «Роза» в Соборе поражает филигранностью, с которой соединены различные эллиптические элементы растительной тематики.
Особым знаком благодарности архитектора стало покрытие витражей в Крипте: в дань уважения к Гуэлю, текстильному магнату, обеспечившему воплощение архитектурных идей Гауди, мастер защитил хрупкие стеклянные картины тонкой сеткой из использованных текстильных игл.
Парк Гуэль
Этот образец ландшафтного мастерства Гауди декларирует основную идею парковой архитектуры, которую нынешние строители пытаются привнести в современные города – рукотворные объекты следуют за ритмом ландшафта и пытаются вписаться в него, а не наоборот. У Гауди «разговор» с природой выливается в эргономичные, волнообразные линии декоративных элементов сада. Центром Парка Гуэль является зал Ста Колонн, также представляющий собой особый разговор мастера камня со светом.
Гауди: быть сотрудником Бога
Заслуга Гауди состоит в том, что он смело использовал формы, мимо которых проходили сотни архитекторов, игнорируя их математически точную структуру: параболы, геликоиды, гиперболоиды и их сечения.
Он и ушел, как многие великие, за работой, исполняя свое предназначение – под стенами строящейся Саграда Фамилия, в 1926 году. Эусеби Гуэль покинул мир несколькими годами раньше и Гауди продолжал строительство Собора на личные средства, продав имеющуюся в его распоряжении недвижимость. Он мечтал высказать доступное ему знание до конца и жил этим стремлением до последнего вздоха.
Гауди говорил: «Человек постоянно находится в процессе творчества. Но человек ничего не создает, он открывает. Тот, кто стремится постичь законы природы для обоснования своей новой работы, трудится совместно с Создателем. Тот, кто только копирует, не помогает ему. Поэтому оригинальность состоит в возврате к первоисточнику».
Комментарии(5)
Комментарии(5)
Ничего себе в Москве дом и Гауди похожи, а я думала, он такой уникальный совсем ... Спасибо за информацию!
Интересно, сейчас,в наше время смог бы он что-то построить с его установками. И что бы это было с новыми технологиями ...
Щас никто не будет сидеть всю жизнь над 18 проектами, как Гауди. Сейчас нужно больше и быстрее и везде, чтобы было развитие, деньги. Тем более на каждом объекте самому сидеть ... для сегодняшнего времени невозможно ...
Умели же люди делать окна!!! И это когда было!!!! Но сколько нужно трудозатрат, чтобы сделать такие деревянные окна. Кто из оконщиков сейчас с может сделать окно Гауди?
Надо ехать в Барселону!