Передел рынка оконных комплектующих в Казахстане

13-06-201710:00
Компания: ОКНА МЕДИА / Раздел: Бизнесу

Падение спроса на рынке окон ведет к ужесточению конкуренции, как в России, так и в странах СНГ. В сегменте сбыта оконных комплектующих в Казахстане действуют два крупных игрока — российская компания ТБМ и немецкая VBH. В 2015 году главный акционер ТБМ Виктор Тренев приобрел основной пакет акций VBH, став собственником двух «вчерашних» конкурентов. Однако консолидации бизнеса был нанесен удар: бывший топ-менеджер компании VBH-Казахстан Константин Егоров, объявил об уходе в конкурирующую компанию вместе со всем персоналом.

Что произошло в действительности, и как инцидент отразится на развитии сегмента оконных комплектующих в Казахстане, разбирается портал ОКНА МЕДИА.

В целях получения объективной и независимой картины, ОКНА МЕДИА официально обратился к представителям обеих сторон — Виктору Треневу и Константину Егорову, а также Алексею Миниахметову. Беседа велась с одновременной аудиозаписью, о чем каждый из них был предупрежден. Константин Егоров и Алексей Миниахметов предоставили весьма скупые комментарии, фактически же от беседы уклонились. Тем не менее, разговор с ними приводится ниже. Также были опрошены несколько бывших сотрудников VBH-Казахстан, резюме которых сейчас находятся на сайтах поиска работы.

Череда «случайных» обстоятельств

В беседе с редакцией ОКНА МЕДИА ответы бывших сотрудников VBH-Казахстан из разных городов на вопрос, по какой причине они уволились «по собственному желанию», были разными, но с одним смыслом. Кто-то рассказал, что директор филиала объявил, будто VBH-Казахстан перекупил конкурент. Кому-то велели уволиться, сообщив о закрытии юрлица, чтобы затем открыть новое, куда всех примут. Кто-то утверждал, что в филиал Алматы в декабре 2016 года к ним пришел человек, якобы сотрудник ТБМ, и объявил о том, что ТБМ намерена поглотить компанию VBH-Казахстан.

После этих разговоров сотрудники сделали вывод, что часть из них возьмут на работу в ТБМ, а часть уволят. На вопрос редакции ОКНА МЕДИА, что это был за человек и на каком основании они ему поверили, было ли какое-то письменное уведомление от собственников VBH, бывшие сотрудники затруднились ответить

© Фотобанк Лoри


Фото: Официального заявления о поглощении VBH-Казахстан не поступало.

В том же декабре 2016 арендодатель склада VBH-Казахстан в городе Алматы неожиданно объявил о повышении арендной платы (странное заявление в кризис, когда часть площадей по данному адресу, согласно информации в Интернете, сдаются и до сих пор). После того как местное действовавшее руководство приняло решение переехать в другое место и покинуло склад, в помещение заехала конкурирующая компания.

В начале 2017 года часть сотрудников VBH-Казахстан уволилась, но действовавшее руководство не стало нанимать никого взамен, несмотря на просьбы заведующего складом, о чем он сообщил ОКНА МЕДИА. Переезд на фоне сокращения штата и объема работ негативно повлиял на настроение оставшихся сотрудников, т.к. работать приходилось вдвое больше за те же деньги. Ситуация во всех филиалах VBH-Казахстан развивалась на фоне слухов о слиянии ТБМ и VBH или закрытия компании, хотя никаких официальных заявлений от собственников не было.

Точки над “i” в этой загадочной истории расставило заявление об уходе соучредителя VBH-Казахстан Константина Петровича Егорова и руководителя Алексея Габбасовича Миниахметова, озвученное собственникам в апреле 2017 года. Тогда почти все сотрудники написали заявления об уходе «по собственному желанию».

На вопрос редакции ОКНА МЕДИА, зачем сотрудники уволились, некоторые ответили: «Нам велели — мы и написали», а кто-то затруднился с ответом. «Нас зомбировали», - полушутя ответил один из опрашиваемых.

Возможно, сработало высокое доверие к действующему руководству или обычная правовая неграмотность сотрудников: ведь даже если бы произошло слияние двух компаний, сокращенных сотрудников обязаны были обеспечить пособием по увольнению размером минимум в две месячных зарплаты. Однако люди массово уволились по собственному желанию. На вопрос редакции, чем их не устроила работа VBH-Казахстан, может быть имели место задержки зарплаты или неуважительное отношение, все респонденты призналась в любви и уважении к компании и сказали, что условиями они были очень довольны.

© Фотобанк Лoри


Фото: В ситуации с увольнением могла сыграть роль правовая неграмотность. Комментарии главных участников инцидента

Комментарий Виктора Тренева:

ОКНА МЕДИА: Расскажите, что произошло в VBH-Казахстан?

Виктор Тренев: В конце апреля 2017 года я узнал, что господин Егоров, соучредитель VBH-Казахстан, являющийся также руководителем VBH-Санкт-Петербург, и директор VBH-Казахстан господин Миниахметов, собираются организовать с конкурентом собственную фирму в Казахстане. И весь коллектив более 60 человек покидает компанию VBH и переходят к конкуренту.

На вопрос, почему он уверен, что так произойдет, господин Егоров сообщил, что вся необходимая работа с сотрудниками уже проведена, что все они выразили готовность перейти в новую компанию, поскольку всех этих сотрудников обучал Егоров. Правда, он не отметил, что все осуществлялось на средства компании VBH. Как выяснилось, подготовка к этому велась уже давно.

ОКНА МЕДИА: Были какие-то предпосылки? Почему Вы лично не проконтролировали ситуацию?

Виктор Тренев: VBH - немецкая компания, где имеется четкая модель управления, проверенная десятилетиями, устроена следующим образом: в виду того что деятельность ведется в нескольких странах, собственники напрямую не управляют бизнесом. Существует несколько топ-менеджеров, каждый из них курирует несколько регионов. Руководители на местах несут полную ответственность за все действия. В их деятельность холдинг не вмешивается, за исключением стратегических вопросов, финансовых и аудиторских проверок.

ОКНА МЕДИА: Почему не смогли предотвратить уход сотрудников?

Виктор Тренев: Возможно здесь, есть и часть нашей вины, настолько доверяли, что не успели вовремя среагировать и предупредить людей, все делалось в тайне за нашей спиной. Изначально при Миниахметове до нас не доводилась данная информация, и часть сотрудников уволилась уже при переезде на новый склад, с трактовкой по семейным обстоятельствам. 

Затем, когда Егоров сообщил об уходе и был назначен другой управляющий, остальные сотрудники тоже сообщили, что увольняются по собственному желанию. Одни откровенно говорили, что идут к Егорову, другие сослались на усталость из-за переезда и желание отдохнуть, у третьих нашлись другие, но вполне объяснимые причины.

© Фотобанк Лoри


Фото: Виктор Тренев: В произошедшем есть доля нашей вины

И надо понимать, что Казахстан страна с богатыми традициями, которые и сейчас свято соблюдаются. Одна из самых чтимых - общинность. Но не факт, что сделанный выбор сотрудников был полностью осознанным и добровольным. Получается, что их просто обманули, и они поверили, что VBH закрывается и написали заявления по собственному желанию.

Я не осуждаю сотрудников за сделанный выбор и не таю на них обиды. Сейчас у них есть возможность переосмыслить случившееся, и прийти к верному решению. Мы готовы принять их обратно, на тех же, и даже лучших условиях. При найме им по сравнению с другими кандидатами будет отдано предпочтение. Всем, кто хочет вернуться и нам доверяет, мы гарантируем хорошую зарплату, стабильность. Кроме того, мы планируем реформу самой компании в пользу большей эффективности и рассчитываем, что это положительно скажется и на зарплатах.

ОКНА МЕДИА: Почему успешный топ-менеджер решил пойти на такой радикальный шаг? Что не так складывалось в компании, был какой-то конфликт, повод для разрыва?

Виктор Тренев: Не было никаких видимых конфликтов, руководство всегда уважительно и с большим доверием относилось к Егорову. Он проработал в VBH 15 лет, всегда был успешным менеджером, приносил компании доход. Его заслуги были оценены по достоинству, он получил 10% акций компании в Казахстане и был переведен на более глобальный и интересный рынок - в Россию, где возглавлял компанию VBH-Санкт-Петербург более 2 лет, при этом одновременно руководил и компанией в Казахстане. Мы доверяли Егорову и Миниахметову, но они, пользуясь нашим доверием, проявили деловую непорядочность и решили, что называется, “захватить бизнес”. Они считают, что у компании VBH в Казахстане нет будущего, что ТБМ якобы собирается поглотить весь бизнес VBH в Казахстане, руководителями будут люди из ТБМ, а часть сотрудников уволят.

ОКНА МЕДИА: А это не так? Разве покупка контрольного пакета акций VBH не означает курс на слияние с ТБМ?

Виктор Тренев: Конечно, нет! К тому же я являюсь не единственным собственником обеих компаний и не решаю все вопросы единолично. Таких планов у собственников компании VBH нет. Позиция руководства такова, что все сбытовые подразделения, не только в Казахстане, но и в России, Украине, Белоруссии, остаются независимыми от ТБМ структурами, которые развиваются на рынке самостоятельно, имеют собственных клиентов и поставщиков и по многим позициям у нас разный ассортимент.

Совсем другое – это эффект синергии: обмен опытом, использование совместных Интернет-платформ. В бизнесе это общепринятая мировая практика, когда есть два или больше конкурирующих бренда, к примеру, Toyota и Lexus и они развиваются независимо. Наша стратегия согласована со всеми ответственными органами тех стран, в которых мы действуем, получены соответствующие разрешения. Мы не собираемся никуда уходить с Казахстанского рынка, и все слухи о слиянии с ТБМ беспочвенны.

ОКНА МЕДИА: В чем принципиальная разница VBH и ТБМ в Казахстане?

Виктор Тренев: VBH в Казахстане преимущественно занимается сбытом оконных профильных систем, комплектующих для производства стеклопакетов, а оконная фурнитура идет как сопутствующие товары. А ТБМ специализируется на оконной и мебельной фурнитуре и других комплектующих для производства окон. В обороте VBH оконная фурнитура занимает около 20%, а в обороте ТБМ – около 60%. И это отличие должно поддерживаться, обе компании имеют свою нишу на рынке, одновременно дополняя друг друга.

ОКНА МЕДИА: в Казахстане не первый год наблюдается ситуация падения оконного рынка, закрываются компании. Что делается для преодоления кризиса рынка?

Виктор Тренев: Ситуация в Казахстане, действительно, не самая благоприятная. Однако в последнее время после определенного периода стагнации у VBH наблюдается рост. Это связано с тем, что ряду клиентов в ситуации падения рынка выгоднее покупать комплектующие у торговых компаний небольшими партиями, используя «поставки онлайн», вместо того чтобы замораживать средства на складе. В какой-то степени это способствует солидаризации бизнеса. Кроме того мы планируем серьезно развивать продуктовую линейку за счет ввода новых конкурентоспособных продуктов.

Также VBH владеет брендом greenteQ со знаком “Made in Germany”, под которым выпускается оконная и дверная фурнитура, ручки, строительная химия, монтажные материалы и другие комплектующие для окон. Продукция greenteQ спроектирована и испытана в Германии, ее качество соответствует немецким стандартам, хотя производиться может в любых других странах, но стандарты качества должны быть соблюдены. Продукт обладает высокими показателями качества, в то же время конкурентоспособной ценой, что важно в сложившихся условиях изменения конъюнктуры рынка.

ОКНА МЕДИА: Что изменилось в деятельности и организации компании VBH с тех пор, как Вы приобрели пакет акций? Каково общее состояние группы сегодня?

Виктор Тренев: VBH, как и любая другая компания, на разных рынках и в разных условиях чувствует себя по-разному. К успешным подразделениям в странах бывшего СНГ мы можем отнести Россию, Казахстан, Белоруссию и Украину. На этом пространстве компания свои позиции не сдает.

Сложнее обстоят дела в немецком подразделении VBH, так как оно находится в процессе реструктуризации и санации, которые планируется завершить в течение двух лет. Ближайшая задача по VBH-Германия выйти на точку безубыточности. Как только это произойдет, положение группы в целом стабилизируется, поскольку VBH-Польша, VBH-Чехия, VBH-Голландия, ESCO, подразделения в странах СНГ действуют достаточно успешно и дают прибыль даже в условиях кризиса.

© Фотобанк Лoри


Фото: В немецком подразделении VBH дела обстоят сложнее, чем в странах СНГ. ОКНА МЕДИА: Какова ситуация на рынке труда в Казахстане? Какие шаги Вы намерены предпринять для набора нового персонала?

Виктор Тренев: В Казахстане сейчас довольно высокая безработица, так что на наш запрос о найме мы сразу получили около 350 откликов. Сложнее найти высококвалифицированных местных руководителей.

Вообще работа в VBH представляется в Казахстане очень престижной, поскольку VBH является немецкой компанией, и права ее работников защищаются не только законодательством Республики Казахстан, но и внутренними нормами и правилами группы VBH. В целом заработная плата выше, чем в среднем по рынку, мы обучаем и развиваем людей, предоставляем возможность получить смежную специальность. Главное мы платим стабильную и белую зарплату – это наша принципиальная позиция и VBH-Казахстан не является исключением.

ОКНА МЕДИА: Почему Вы такой упор делаете на белую зарплату? Это принципиальная позиция?

Виктор Тренев: Часто слышишь, что ругают власти, что стало жить труднее, кризис. Но необходимо начать с себя, показать пример, и моя принципиальная позиция относится вообще к бизнесу. Бизнес должен быть цивилизованным и социально-ориентированным. Главное предназначение бизнеса в государстве - создавать рабочие места, вовремя платить зарплаты и все налоги, инвестировать в развитие. Именно от ответственности бизнеса зависит экономика в стране. Надо бережно относиться к своим сотрудникам, они должны иметь белую зарплату, возможность нормально жить, воспитывать детей и в дальнейшем получить хорошую пенсию.

Примером такого цивилизованного подхода является «Ассоциация производителей и продавцов оконной и дверной фурнитуры», которой в прошлом году исполнилось 10 лет. Все ее члены добровольно берут на себя обязательства платить все налоги и пошлины, мы вместе занимаемся техническим регулированием. Все это приводит к тому, что фурнитурный рынок в России становится более цивилизованным. Ту же идеологию и исповедуем и в Казахстане.

ОКНА МЕДИА: Кто сейчас возглавляет VBH-Казахстан?

Виктор Тренев: По решению холдинга с конца мая временно взял на себя ответственность по управлению Сергей Сергеевич Сергеев – один из самых наших успешных руководителей. 14 лет он руководит компанией VBH-Сибирь и добивается положительного экономического результата даже в это сложное время, а позиции VBH-Сибирь укрепляются.

© Фотобанк Лoри


Фото: VBH-Казахстан возглавил Сергей Сергеев.

Сейчас формируются “бригады быстрого реагирования” во всех городах присутствия VBH-Казахстан, чтобы возобновить и наладить работу на местах и уже работают все 8 складов.

ОКНА МЕДИА: Какие выводы Вы для себя делаете из произошедшего?

Виктор Тренев: К сожалению, от такого непорядочного шага инвестор не защищен законом. Кроме того мы сделали вывод о необходимости более тесного взаимодействия с рядовыми сотрудниками и руководителями, видим в этом недоработку высшего руководства холдинга VBH. Теперь занимаемся укреплением коммуникаций и повышением их эффективности во всех подразделениях, не только в Казахстане.

Тем не менее, уверен, что нам удастся выправить ситуацию и восстановить прежний штат и работу с клиентами. Мы не намеренны, уступать свои позиции в Казахстане и готовы ввести антикризисные программы поддержки клиентов.

Комментарий Константина Егорова:

ОКНА МЕДИА: Расскажите, что произошло в VBH-Казахстан? Представьте Вашу версию событий.

Константин Егоров: Эта информация не для прессы, если она вам будет нужна, то мы ее расскажем чуть позже.

ОКНА МЕДИА: Мы готовим материал об этой ситуации и хотели услышать Ваше мнение сейчас. Почему вы пошли на разрыв с VBH?

Константин Егоров: Может быть, у учредителей было неправильное отношение ко мне, потому что я работал генеральным директором одного из подразделений в России, являясь соучредителем компании VBH в Казахстане. И это повод задуматься, что же такое должно было произойти, чтобы человек с пятнадцатилетним опытом работы в компании пошел на то, чтобы открыть предприятие с конкурентом. Наверное, на это были мотивы.

© Фотобанк Лoри


Фото: Константин Егоров: Может, у учредителей было неправильное отношение ко мне.

Я думаю, что пока подробности рынку не обязательно знать, поскольку это плохо скажется на нашей конкуренции. И публично я пока что не хочу это рассказывать. И если вы дадите информацию, то мы дадим опровержение, и через суд вы будете писать другое.

ОКНА МЕДИА: Но мы официальное СМИ и действуем согласно законам международного права и имеем право изложить свою точку зрения (Примечание редакции: Закон РФ «О СМИ»; Статья 29 Конституции РФ «О свободе слова» и Закон РК «О СМИ» № 451-I; Статья 20. Свобода слова).

Константин Егоров: Значит, высказывайте, как вы ее видите, но я сказал, что есть определенные причины. Я являюсь учредителем и проработал 15 лет в компании VBH и задайте себе вопрос, почему человек создает новый бизнес с конкурентом. Но я не на допросе и имею права не отвечать. Мне не нужна дополнительная злость от компании ТБМ.

Комментарий Алексея Миниахметова, бывшего руководителя VBH-Казахстан:

ОКНА МЕДИА: По какой причине Вы решили уйти из VBH-Казахстан?

Алексей Миниахметов: Полгода назад завершилась сделка, и господин Тренев официально стал соучредителем группы компаний VBH. У меня существуют собственные принципы, уволился я из принципиальных соображений, по политическим мотивам и на данный момент нигде не работаю.

От редакции

Из беседы с Алексеем Миниахметовым мы сделали вывод, что он не желает работать в компании, где собственник также является владельцем конкурирующий фирмы. На остальные вопросы нам не удалось получить определенные и исчерпывающие ответы, так как господин Миниахметов очень вежливо выражал общие фразы.

В итоге

Из вышесказанного, очевидно, что конфликт в Казахстане далеко не исчерпан и в ближайшей перспективе примет форму жесткой конкуренции и ценовых войн, в которой каждый участник будет «играть на понижение». Рынок может получить от этого неожиданную выгоду, а конечного победителя определит потребитель, «проголосовав рублем» за лучшие цены, качество и сервис.

© Фотобанк Лoри


Фото: Конфликт в Казахстане примет форму конкуренции.

Комментарии(42)

Комментарии(42)

Окна в вашем городе

+7 (800) 500-40-33(звонки по России бесплатно)Рассчитать онлайнУслуга бесплатна