30 марта в рамках Архитектурного года AGC арт-пространство Винзавод приняло третий по счету мастер-класс проекта. Тема открытой лекции архитектора Михаила Хазанова позволила всем пришедшим заглянуть в архитектурное «закулисье» и проникнуть в самую суть профессии архитектора. Подробности в материале портала ОКНА МЕДИА.
Фото: архитектор Михаил Хазанов ©AGC Glass
Архитектура как судьба и игра случая
Слово «судьба» стало лейтмотивом в увлекательном рассказе Михаила Хазанова о своем профессиональном пути архитектора с самого начала. Особый интерес для молодых профессионалов в этой части лекции возможность познакомиться с характером работы команд архитекторов в 70 и 80-е годы, когда закладывались те направления, которые и сегодня поддерживают нынешнее архитектурное сообщество. Образованные в 1989 году первые четыре персональные творческие мастерские дали начало множеству новых профессиональных рабочих групп и объединений, успешно работающих в архитектуре 21 века.
Современная архитектура: наследие прошлого
На примере первых проектов Хазанова интересно проследить, как развивалась архитектура в преддверии новых времен и что из старого наследия продолжает направлять ее сегодня. В целом поколение архитекторов 70-80-х можно охарактеризовать как «модернистов, воспитанных на авангарде». Это течение направляло работу трех главных бюро страны – Моспроекта 1 и 2 и Курортпроекта. Основной «территорией» для претворения творческих фантазий в городской среде оставались «пристройки» к жилым зданиям. Яркий пример – ателье «Татьяна» в стиле шумерского Зиккурата (первый проект Хазанова). Конструктивистские настроения определили и характер более позднего знакового объекта – мемориального комплекса Ходынский лес в Катыни (I конкурсная Премия).
Фото: ателье "Татьяна" на улице Плеханова (Москва)
Совсем другое направление, которое сам Хазанов обозначил, как «кудрявый стиль», обусловлено его работой на гособъектах в Мисхоре (в бытность сотрудником Курортпроекта) и позднее – на строительстве частных объектов в других «пляжно-курортных» зонах – в Грузии и на Сейшелах. Здесь превалирует декоративность, обилие самых разнообразных элементов: арок, пинаклей, башен, маршей, «скрытых» проходов, колонн. Возможно, такая «богатая» архитектура берет начало еще из детства автора, главной игрушкой которого стали немецкие кубики для постройки средневековых замков.
Стеклянные башни и танцующие фасады
Башня как архитектурный элемент стала главным узнаваемым акцентом и в более современном объекте – Доме Правительства Московской области. Реализация сложной архитектурной задумки автора во многом стала возможной благодаря применению инновационных решений ведущих производителей материалов. В его остеклении использовано моллированное мультифункциональное стекло Sunergy и светоотражающее стекло с зеркальным солнцезащитным покрытием Stopsol компании AGC.
Фото: внутреннее пространство Дома Правительства Московской области ©AGC Glass
Сложная конструкция здания располагает несколькими зонами: выдающейся на общей массой башней-«крокусом», названной также «диспетчерской»; внешними атриумами, которые закрывают внутренние обширные пространства для заседаний; зону бухты и «ров» - утопленный в массиве здания прямоугольный спуск. Основная внешняя стена строения представляет сбой несколько прямоугольных «порталов», обрамляющих входы. В здании широко использованы разные типы остекления – стеклопакеты и стеклянные панели для остекления конструкций внутри атриумов; металлические опорные перекрытия, соединяющие внешнюю и внутреннюю структуры объекта.
фото: Дом Правительства Московской области, общий вид: при остеклении использовано моллированное мультифункциональное стекло Sunergy и светоотражающее стекло с зеркальным солнцезащитным покрытием Stopsol AGC
Вторым заметным объектом современной Москвы стал знаменитый «танцующий дом» - бизнес-центр на Большой Грузинской, 61, спроектированный Хазановым совместно с Антоном Нагавицыным. Его башенный абрис как бы расслоен на несколько уровней, которые находятся в постоянном движении с точки зрения наблюдающего.
Фото: в БЦ на Большой Грузинской использовано специальное солнцезащитное стекло Stopsol AGC©AGC Glass
Динамический эффект позволяет создать и большая площадь отражающего остекления с применением специального солнцезащитного стекла Stopsol компании AGC, за счет которого постоянно меняется «рисунок» фасада. Таким же образом, - для соединения среды и объекта в динамике - используются и возможности зеркального остекления в атриуме позади особняка декабриста Свистунова.
Главный навык архитектора
Среди объектов Хазанова проекты самого разного назначения: коттеджные поселки (Silver Play в Серебряном Бору); спортивные комплексы (Снежком и спуск в Геленджике); проект Центра Современного Искусства (ГЦСИ); здание Глонасс в Королеве и офис ВГТРК. Остекление играет в каждом из них не последнюю роль.
Фото: среди слушателей лекций Архитектурного года много будущих архитекторов ©AGC Glass
Увлекательной частью класса стало обращение автора к историческим фактамградостроительства. Небольшой экскурс в прошлое позволил увидеть, что во все времена значимым профессиональным навыком архитектора была способность грамотно донести свою точку зрения до заказчиков.Однако архитектор не всесилен. Готовность работать в «предлагаемых обстоятельствах» становится для него еще одной важной компетенцией. Находить определенный компромисс между первоначальным планом и требованиями контекста – особое искусство, которое позволяет переносить проекты с бумаги в реальность. Понимать это весьма полезно всем начинающим свой профессиональный путь в архитектуре.
Следующий мастер-класс серии Архитектурный год AGC пройдет в ЦСИ Винзавод 27 апреля.
Александр Асадов представит лекцию на тему «Контекст и свобода». Начало в 18:30.
Портал ОКНА МЕДИА рекомендует прочитать: Архитектурный год - новый образовательный проект
Комментарии(0)
Комментарии(0)