Новая архитектура Москвы: возрождение молодых архитекторов

30-06-201709:45
Компания: ОКНА МЕДИА / Раздел: Бизнесу

1 июля празднуется Всемирный День Архитектуры

Около 40% ярких и важных московских проектов в 2015-2016 годах в сегменте премиум класса принадлежат зарубежным архитекторам. Почему в столице столь востребована иностранная архитектурная мысль и как формируется новая архитектура главного города России, разбирается портал ОКНА МЕДИА.

Иностранцы в России: история успеха

© Фотобанк ЛoриСегодняшнее обилие зарубежных  проектов, воплощаемых в жизнь на территории Москвы, далеко не нонсенс. Достаточно вспомнить роль итальянских архитекторов в строительстве Кремля, начиная с 1485 года при Иване III и смелые опыты Корбюзье и Мэя в новом советском государстве 30-х годов ХХ века, чтобы успокоиться и попробовать увидеть  в импортируемых заграничных маэстро некоторую тенденцию.

© Фотобанк ЛoриТенденция эта, судя по всему, заключается в том, что любой резкий поворот к новой культурной эпохе, обусловленной рядом политических и экономических причин, - эпохе, которая  требует новых символов и условий существования граждан в стране, уже традиционно заставляет искать «пророков» от архитектуры не в  своем отечестве. Почему это так, а не иначе, также не представляет из себя загадки,  а имеет под собой ряд вполне четких причин.

Популярность западных архитекторов с начала 90-х 

© Фотобанк ЛoриВ Москве  ХХI века западная волна в архитектуре стала активно распространяться с начала нулевых. В перестроечные годы было утеряно целое поколение российских архитекторов: в эпоху строительства капитализма и передела собственности было не до развития архитектуры. При первых же признаках стабилизации столичные власти обратились к теме градостроительства, и, как это часто бывало в истории России, для воплощения идеи новой Москвы позвали западных мастеров. Первым архитектором новой эпохи стал голландец Эрик ванн Эгераат, впоследствии настолько полюбившийся московским девелоперам, что его строения стали появляться на карте Москвы и других городов России с ожидаемой регулярностью.

© Фотобанк ЛoриМотивы обращения к одному из самых «неордирнарных» архитекторов современности девелоперы объяснили необходимостью найти «яркую идею», которая может быть обнаружена только свежим, не привыкшим к московской реальности, «беспристрастным» взглядом чужака. Наличие имени знаменитого архитектора под проектом объекта, повышает его стоимость вплоть до 30% и значительно увеличивает его инвестиционную ценность  в глазах клиентов. Лояльность покупателей, борьба за которую лишь возросла с приходом кризиса, стала фактором, во многом укрепившим позиции зарубежных бюро в российском строительстве.

© Фотобанк ЛoриИменитые мастера от архитектуры, сотрудничеством с  которыми пополнилась история Москвы с начала XXI века, записали в свои портфолио в основном  элитные объекты столичной недвижимости. Среди них «Одиннадцать Станиславского» авторства британца Эйдана Поттера; небоскребы Эрика ванн Эгераата МФК "Город Столиц» в  Москва-Сити; здание школы управления Сколково руки гениального Дэвида Аджайе; бережно реконструированный легендарным Рэмом Колхасом Гараж. Оставила свой след в истории подмосковного дачного строительства и знаменитая Заха Хадид: по заказу Владислава Доронина архитектор создала почти инопланетный проект загородной виллы Capitall Hill на Рублевке.

Сегодняшняя Москва: возрождение молодой архитектуры 


© Фотобанк Лoри


С течением времени ситуация со «звездами» зарубежной архитектуры стала меняться, и связано это, прежде всего, с развитием как самого строительства, так и формированием нового поколения российских архитекторов. Последние годы заказы стали перемещаться из частного сектора в государственный, и это повлекло за собой возрождение спроса на работу архитектора и востребованность не только крупных, но и небольших бюро, где работают молодые. Однако все же в Москве и России иностранным специалистам принадлежит значительная доля проектов, и это не является чем-то «особенным», а только продолжает общемировую практику миграции ценных кадров.


© Фотобанк ЛoриВ своем пристрастии к западным бюро московские девелоперы мало чем отличаются от своих китайских или арабских коллег. Тем не менее первые позиции в рейтинге самых востребованных мастерских занимают отнюдь не голландцы или американцы, а наши соотечественники. В 2016 году самый большой метраж освоило немецко-российское бюро SPEECH – 1, 93 млн кВ. метров; с большим отрывом за ним следует бюро Резерв и архитектурное бюро Сергея Скуратора.

Выбор иностранного бюро часто диктуется тем простым фактом, что в России нет достаточного числа профессиональных интересных архитекторов. На тысячу жителей в России архитекторов приходится в 4 раза меньше, чем в  маленькой Румынии и почти в 20 раз меньше, чем в плодовитой на мастеров Италии – коэффициент равен 0, 6.

Иностранцы в России: недостатки и плюсы 


© Фотобанк ЛoриПри этом спрос на грамотных русских специалистов есть и увеличивается с каждым годом все сильнее. Среди минусов зарубежных мастеров - отсутствие понимания специфики российского градостроительства. Западные архитекторы не чувствуют своей ответственности, поскольку она отсутствует с точки зрения законодательства – только российская компания законодательно отвечает за реализацию своего проекта на территории России. Это вынуждает архитекторов и строительные компании к странным, с юридической точки зрения, коллаборациям, где проектирует один, а отвечает за результат  - другой. Западные архитекторы совершенно не владеют навыком общения  с административным ресурсом в стране, что также является их существенным недостатком.

Идеи авангардизма, рожденные в России в 20-е века и вдохновляющие все мировое архитектурное сообщество по сей день, возвращаются к нам под новыми, часто иностранными именами, чтобы, освоившись здесь, в новых обстоятельствах,  породить следующий виток идей, которые будут определять будущее.

© Фотобанк ЛoриКонкуренция иностранных и русских специалистов на одной территории позволяет повышать архитектурный уровень городской среды. Известные архитекторы конкурируют между собой на мировом рынке, соревнуясь в технологических решениях, использовании инновационных продуктов, способности учитывать конкретный городской контекст места для воплощения своих смелых идей и слышать пространство национальной культуры, в который им предстоит вписать свой объект.

Понимание того, что своими «углами» и «бетонными конструкциями» они вторгаются в чью-то жизнь, как выразился один из российских мастеров, часто является ключевым для успешности того или специалиста и его бюро. Такая профессиональная конкуренция позволяет развиваться архитектурному делу и реализовывать в градостроении все самое лучшее, что наработала мировая архитектурная практика. Рост спроса на красивые объекты во всем мире и появление новых международных образовательных площадок, стимулируют развитие нового поколения молодых архитекторов – не только модных и современных в плане идей, но и технически подкованных в отношении их реализации.

© ОknamеdiaПривлечение молодых архитекторов России к созданию мастер-планов городов на административном уровне и работе над крупными объектами вместе с известными бюро, пожалуй, самая лучшая образовательная программа, какую можно придумать для развития архитектуры в нашей стране.

Портал ОКНА МЕДИА рекомендует:

Комментарии(0)

Комментарии(0)

Окна в вашем городе

+7 (800) 500-40-33(звонки по России бесплатно)Рассчитать онлайнУслуга бесплатна