Повредили картину ученицы Малевича – как защитить искусство от вандалов?

14-02-202210:10
Компания: ОКНА МЕДИА / Раздел: Бизнесу

Установлена личность злоумышленника, который в декабре 2021 года в «Ельцин Центре» повредил живописную картину ученицы Малевича. Подробности происшествия, и как защитить произведения искусства от вандализма, в материале ОКНА МЕДИА.

Установлена личность вандала, который повредил картину ученицы Малевича 

Полиция установила личность вандала, который 7 декабря 2021 года испортил в «Ельцин Центре» Екатеринбурга живописное полотно «Три фигуры» (1932-1934 гг.) ученицы Каземира Малевича – Анны Лепорской. Злоумышленник подрисовал ручкой глаза 2-м из 3-х фигур.

Фото: злоумышленник повредил картину Лепорской "Три фигуры", © yeltsin.ru/АЛЕКСАНДР МИХОНИШИНФото: злоумышленник повредил картину Лепорской "Три фигуры", © yeltsin.ru/АЛЕКСАНДР МИХОНИШИНПредставители Центра сообщили о происшествии только 20 декабря. Директор арт-галереи Центра Илья Шипиловских заявил, что заявление в полицию не было подано сразу, потому что по данному факту проводилось внутреннее расследование. Несколько дней сотрудники Центра безрезультатно пытались дозвониться до охранника, который дежурил в то время, он не отвечал на звонки.

В полиции сначала отказались возбуждать уголовное дело по ст. 167 УК РФ «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» из-за отсутствия состава преступления – картина не утратила своих свойств. Несмотря на то, что чернила ручки проникли в краску полотна, рельеф мазков не поврежден. Ущерб, нанесенный картине, был оценен экспертами в 250 тыс. рублей. Картина застрахована на 75 млн рублей.

В январе 2022 года Министерство культуры обратилось с жалобой в Генпрокуратуру РФ из-за отказа в возбуждении уголовного дела и попросило переквалифицировать его на другую статью УК РФ.

В результате следствия было установлено, что противоправные действия совершил охранник ЧОП, который в тот день работал в Центре. Находясь на дежурстве (это была его 1-я рабочая смена), он испортил картину и затем ушел с работы домой. Мотивы его действий неизвестны.

3 февраля было возбуждено уголовное по ст. 214 УК РФ, ч. 1 «Вандализм». Она предусматривает наказание от штрафа в 40 тыс. рублей до ареста сроком до 3 месяцев.

Картина «Три фигуры» из коллекции Третьяковской галереи демонстрировалась на выставке «Мир как беспредметность» в Ельцин Центре. Сейчас полотно уже восстановили.

Повреждение картин носит массовый характер

Вандалы – германский народ, который в 455 году захватил Рим и грабил его 14 дней. За это время было варварски уничтожено большое количество произведений искусства. Впоследствии вандализмом стали называть действия по намеренному бессмысленному варварскому разрушению. Это термин широко применяется при подобных действиях в отношении произведений искусства (порча или уничтожение).

Повреждение картины Лепорской – не единичный случай вандализма в отношении предметов искусства в России и в мире. Можно привести целый список подобных примеров.

В России:

  • 1913 г. – в Третьяковской галерее порезана знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.». В результате Иван Грозный лишился правого уха, а царевич Алексей – правого глаза. В реставрации принял участие сам художник. Ему пришлось практически заново воспроизводить лица.
  • 1985 г. – в Эрмитаже облита серной кислотой и порезана картина известного голландского художника Рембрандта «Даная». Картину восстанавливали 12 лет.
  • 2018 г. – в Третьяковской галерее злоумышленник ударил металлической стойкой ограждения по защитному стеклу картины "Иван Грозный и сын его…». В результате полотно пострадало от осколков защитного стекла. Это было 2-е нападение на знаменитое полотно Репина.

В мире:

  • 1911 г. – в Амстердаме порезана картина «Ночной дозор» Рембрандта;
  • 1914 г. – в Лондоне порезана картина Веласкеса «Венера с зеркалом»;
  • 1956 г. – в Лувре ударом камня поврежден знаменитый шедевр Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда»);
  • 1974 г. – картина «Герника» Пабло Пикассо облита краской, и на ней сделана надпись;
  • 1974 г. – «Мона Лиза» была облита краской. Сама картина не пострадала, потому что уже была помещена в прозрачный ящик из пуленепробиваемого стекла;
  • 1975 г. – ударами ножа вновь повреждена картина Рембрандта «Ночной дозор»;
  • 1977 г. – в Касселе облиты кислотой несколько работ Рембрандта;
  • 1988 г. – в Мюнхене облиты кислотой 3 картины Альбрехта Дюрера. Тот же злоумышленник в 1970-1980 гг. облил кислотой 56 произведений искусства;
  • 1990 г. – в картину Рембрандта «Ночной дозор» (3-е покушение) плеснули кислотой;
  • 1997 г. – краской повреждено полотно Казимира Малевича «Супрематизм»;
  • 1998 г. – в Риме острым предметом повреждены 3 картины, включая полотно «Стоящая Зора» («Марокканка») из Эрмитажа;
  • 2006 г. – едкой субстанцией облита картина художника XVII века Бартоломеуса ван дер Хелста «Банкет по поводу заключения Мюнстерского мира 1648 года»;
  • 2007 г. – в Милуокки ударом кулака повреждена картина  «Триумф Давида» итальянца Оттавио Ваннини;
  • 2007 г. – в Париже изуродована  картина Моне «Мост в Аржантее»;
  • 2008 г. – в Художественном музее Карнеги порезана картина художницы Вии Целминьш «Ночное небо #2»;
  • 2009 г. – попытка вновь повредить картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда») керамической кружкой. Спас полотно защитный экран.

Выше приведена только часть случаев вандализма в отношении живописных произведений искусства.

Как защищают произведения искусства от вандалов?

Как видно из вышеперечисленных примеров, проблема их защиты очевидна. По заявлениям представителей различных музеев и выставочных площадок, такие инциденты предотвратить сложно. Невозможно представить, что всех посетителей будут обыскивать перед посещением залов. К тому же, повредить художественные полотна и другие произведения искусства можно практически голыми руками.

Для борьбы с этим явлением или его последствиями используются разные способы.

Набор определенного персонала и его обучение 

В российских музеях смотрителями в залах в основном работают женщины, часто немолодого возраста. Им сложно быстро среагировать на действия злоумышленников или задержать их. За рубежом часто для этих целей набирают мужчин с хорошей физподготовкой и обучают их действиям в подобных ситуациях. Но это требует определенного уровня заработных плат, что не могут себе позволить большинство отечественных музеев. В российской провинции бывает так, что если произойдет случай вандализма, то испорченное произведение просто выкинут, и об этом никто не узнает. Не всегда ведется детальный учет, по стране пропадает большое количество экспонатов.

Оборудование музейных и выставочных залов защитными средствами

Для контроля безопасности в залах устанавливаются камеры видеонаблюдения. Рядом со смотрителями находятся тревожные кнопки. Витрины оборудованы датчиками движения и прочее. Все это позволяет оперативнее реагировать на нештатные ситуации.

Экспонаты закрывают защитными экранами из стекла или других прозрачных материалов или помещают в защитные прозрачные контейнеры. При правильном выборе материала, такие экраны защитят произведения искусства от ударов, порезов и обливания краской, кислотой или другими агрессивными составами, которые могут нанести вред или полностью уничтожить экспонат.

Страхование произведений искусства

Этот способ не предотвращает возможные случаи вандализма, но поможет восстановить произведение искусства за счет средств страхования. К сожалению, в России пока система слабо работает.

Все вышеперечисленные способы защиты от вандалов или методы восстановления экспонатов после подобных случаев требуют серьезного финансирования. Оно недоступно для небольших музеев и выставочных площадок, особенно в регионах. Билеты в таких местах не могут быть дорогими. В их стоимость невозможно включить организацию серьезной системы безопасности.

Почему обычное стекло не подходит для защиты картин от повреждения

Из-за экономии средств для защиты картин в России в основном используется обычное толстое стекло даже в таких известных музеях, как Третьяковская галерея. При ударе по нему и его разрушении такая защита часто наносит более серьезные повреждения экспонату, чем сами предполагаемые вандальные действия злоумышленника. Примером может служить

Фото: в Третьяковской галерее защитное стекло повредило картину "Иван Грозный и сын его...", © geomerid.comФото: в Третьяковской галерее защитное стекло повредило картину "Иван Грозный и сын его...", © geomerid.comВ результате действий злоумышленника полотно пострадало от осколков защитного стекла.

Когда посетитель смотрит на экспонат через обычное толстое стекло, он видит не само произведение искусства, а свое отражение. Если он захочет сфотографировать экспонат, на снимке будет настоящая визуальная «каша». Кроме картины, на фото будет видно само стекло, отраженный свет, силуэты фотографа и других посетителей. Обычное стекло создает блики. Они мешают по-настоящему насладиться художественными шедеврами, где каждая деталь заслуживает детального и пристального рассмотрения.

Как защитить картину от повреждения и не исказить восприятие?

Для надежной защиты произведений искусства от вандалов и полноценного просмотра рекомендуется использовать триплекс с антибликовыми стеклами.

Триплекс – специальное защитное многослойное безопасное стекло, которое состоит из 2 и более отдельных стекол, склеенных между собой полимерной пленкой или отверждаемой композицией. В зависимости от количества используемых отдельных стекол, их толщины и типа клеящей «прокладки», триплексы делятся по уровню (классам) защиты. Существуют даже пуленепробиваемые триплексы. Если стекла триплекса будут разрушены, благодаря клеящей прослойке они не разлетаются и не могут нанести вред людям и окружающим предметам.

Если в составе триплекса использовать антибликовые стекла, то такая защита позволяет устранить паразитные блики и отражения, которые мешают созерцанию произведения искусства.

К примеру такой защиты можно отнести – специальный защитный контейнер, в котором находится знаменитый шедевр Леонардо да Винчи «Мона Лиза» («Джоконда»). Эта картина 3 раза подвергалась нападению. В последний раз ее защитил контейнер из пуленепробиваемого триплекса толщиной 2 см с антибликовым стеклом. Он также защищает известное полотно от влаги, солнечного света и вибраций, что немаловажно для сохранения таких экспонатов.

«Мона Лиза» – одна из самых охраняемых картин в мире, на нее мечтают посмотреть миллионы людей. Картина считается самым дорогим мировым шедевром. Оценочная стоимость полотна может находиться в интервале от 700 млн $ до 3 млрд $. В 1962 году ее страховка обошлась в 100 млн $, что с учетом последующей инфляции составляет около 720 млн $. Защитный контейнер «Джоконды» стоит дорого и вряд ли доступен многим даже ведущим мировым музеям. В зависимости от финансовых возможностей можно подобрать оптимальный вариант, дешевле, чем у шедевра Леонардо да Винчи.

Чтобы картину не повредили, нужно заранее обеспечить безопасность

Проблема вандализма в отношении картин и других произведений искусства была во все времена, не исключая настоящее. Существуют различные способы повышения безопасности художественных экспонатов. Несмотря на их многообразие, они требуют существенных материальных вложений. Необходимо выбирать правильный вариант защиты, например, в случае с защитным стеклом. Это обеспечивает безопасность экспоната и отсутствие бликов от защитного стекла – абсолютно прозрачная защита.

Комментарии(0)

Комментарии(0)

Добавить комментарий

Все комментарии проходят проверку на СПАМ и соответствие правилам ОКНА МЕДИА
Имя
Это поле необходимо заполнить.Минимальное количество символов - 2.Максимальное количество символов - 50.
E-mail (Нужен для удаления комментария и получения ответов)
Это поле необходимо заполнить.Bведите корректный адрес электронной почты.
Сообщение
Это поле необходимо заполнить.Минимальное количество символов - 2.Максимальное количество символов - 3000.
Даю свое согласие на сбор, хранение, обработку персональных данных, с политикой конфиденциальности ознакомлен и согласен.
Отменить
Kupi okno 2h

Окна в вашем городе

+7 (800) 500-40-33(звонки по России бесплатно)Рассчитать онлайнУслуга бесплатна